В СПбГУ прошла международная научная конференция «Христианство на Востоке», приуроченная к столетию со дня рождения декана восточного факультета ЛГУ (СПбГУ) в 1960–1995 годах академика РАН, профессора Михаила Николаевича Боголюбова. В конце 1990-х — начале 2000-х годов ученый выступил инициатором развития в СПбГУ направления по изучению роли Русской православной церкви в установлении связей России со странами Азии и Африки.

Открывая конференцию, декан восточного факультета профессор Михаил Пиотровский подчеркнул, что в биографии Михаила Николаевича Боголюбова нашли отражение все возможные сферы деятельности востоковедов.

Михаил Николаевич был представителем «элегантного» востоковедения: глубоко академичного и при этом очень красиво поданного.
Декан восточного факультета СПбГУ, директор Государственного Эрмитажа академик Михаил Пиотровский

«Он был прекрасным полевым исследователем и блестящим аналитиком, мастерски сочетал красоту слова и красоту научного материала. Был в его жизни период, когда он преподавал военным персидский язык, — и это тоже традиционное востоковедение, это работа профессионалов экстра-класса», — подчеркнул декан.

Михаил Николаевич Боголюбов (1918–2010) — советский и российский лингвист, академик РАН, доктор филологических наук, профессор, крупнейший отечественный специалист в области сравнительно-исторического изучения иранских языков. Читал курсы по современным и древним иранским языкам, их исторической и теоретической грамматике, персидской поэзии. Интерес к древнеиранской письменности привел М. Н. Боголюбова к исследованию эпиграфики на арамейском языке. Работа с авестийскими текстами, содержащими в том числе древнеиранские астрономические и календарные термины, побудила ученого обратиться к индологическому материалу — все направления его научных исследований связаны между собой.

По словам профессора Пиотровского, тематика конференции, идеологом которой был профессор Боголюбов, исключительно актуальна и сегодня, поскольку исследование истории и текущего положения христианства на Востоке остается важной научной и практической задачей отечественного востоковедения. «Мы планируем специальный курс, посвященный данной теме, и думаю, что это событие будет хорошим к нему введением, потому что наше образование требует сочетания академических изысканий и изучения опыта миссионерства на Востоке, — рассказал профессор Пиотровский. — Кроме того, несомненно важно, чтобы наши исследования были в поле зрения и науки, и общественности, и тех людей, которые принимают политические решения».

М. Н. Боголюбов — автор двух сотен работ, охватывающих несколько отраслей иранистики, а также отчасти индологии и семитологии.

Специальным гостем конференции стал давний коллега профессора Боголюбова — член дирекции Института востоковедения РАН, специалист по русско-китайским отношениям профессор Владимир Степанович Мясников. «Михаил Николаевич был эталоном университетского ученого. Для него Шелковый путь был чем-то таким, что находится недалеко от его квартиры: он знал о нем все, он разгадывал восточные загадки, которые были не по уму другим», — поделился воспоминаниями Владимир Мясников. В ходе пленарного выступления он рассказал о направлениях работы Русской духовной миссии в Пекине, которая на протяжении веков была для России источником знаний о политике, истории, географии и культуре Дальнего Востока.

275-летию создания Русской духовной миссии была посвящена первая организованная под руководством академика Боголюбова в 1991 году конференция «Православие на Дальнем Востоке». Деятельное участие в ее проведении принимал профессор СПбГУ, историк Китая Николай Самойлов. «Тогда было удивительно, что Михаил Николаевич, который занимался Ираном и Ближним Востоком, обратил внимание на Дальний Восток. Сейчас уже можно сказать, что это было открытием нового направления, потому что до этого о Русской духовной миссии вспоминали только в контексте школы китаеведения, а о ее миссионерской и дипломатической деятельности не писали ничего», — рассказал профессор Самойлов. «Замечательно, что эту встречу мы проводим в Петровском зале, где традиционно открывал наши конференции Михаил Николаевич. И здесь же проходили церемонии присуждения степени почетного доктора СПбГУ Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и академику Евгению Максимовичу Примакову. Подчеркну, что оба эти события были инициированы Михаилом Николаевичем», — добавил Николай Анатольевич.

Заслуги Михаила Николаевича в развитии университетского востоковедения неоднократно отмечались отечественными и зарубежными государственными наградами. В 2006 году указом президента России ему было присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы РФ», научным сообществом Исламской Республики Иран — почетное звание «Личность, остающаяся в веках». М. Н. Боголюбов также награжден орденом Славы («Шараф») Республики Таджикистан (2003), орденом Святого благоверного князя Даниила Московского (2005), японским орденом Восходящего солнца с золотыми лучами (2009).

В 80-е годы заместителем декана был профессор СПбГУ, арабист Николай Дьяков (кафедра истории стран Ближнего Востока). М. Н. Боголюбов запомнился ему как первооткрыватель новых направлений востоковедных исследований и защитник ленинградской школы востоковедения.

Под руководством М. Н. Боголюбова были открыты новые учебные отделения, в программах которых были ранее не преподававшиеся языки — бирманский, кхмерский, маньчжурский, ваханский, зулу. Его личными стараниями в 1947 году была возрождена афганистика, впервые в мире возникшая как университетская учебная дисциплина в середине XIX века именно в Петербургском университете.

«Отмечу, что Михаил Николаевич также активно занимался тем, что сегодня называется развитием связей с работодателями. Тогда все мы регулярно посещали заинтересованные министерства, чтобы выяснять кадровые потребности и лично рекомендовать наших выпускников. Ученики Михаила Николаевича часто возглавляли академические и университетские структуры в Таджикистане и Узбекистане», — рассказал профессор Дьяков.

Недавно в Университете почтили память другого выдающегося универсанта — члена-корреспондента Императорской академии наук, основоположника петербургской семитологической и гебраистической школы, профессора Петербургского университета Даниила Абрамовича Хвольсона (1819–1911).

Помимо деканства, М. Н. Боголюбов в разные годы возглавлял коллективы специалистов по иранской и монгольской филологии и по истории Древнего Востока. Будучи студентом, так с Михаилом Николаевичем познакомился профессор СПбГУ шумеролог Владимир Емельянов (кафедра семитологии и гебраистики).

Профессор Боголюбов устроил переворот: он ввел правило — как для преподавателей, так и обучающихся — выступать с научными докладами на заседаниях коллектива. Студентов очень внимательно слушал, поправлял, задавал вопросы, и это было для нас, ассириологов и египтологов, великолепной школой.
Профессор СПбГУ Владимир Емельянов

В пленарном выступлении профессор Емельянов продемонстрировал параллели между идеями и формулами Библии и сюжетами из более древних памятников шумеро-аккадской литературы. Это явление, как отметил Владимир Емельянов, объясняется принадлежностью текстов к единой библейской цивилизации, выработавшей свою систему кодов и образов. На трех примерах таких сопоставлений он предположил, что существовали блуждающие ближневосточные мифологемы, из которых тексты складывались веками на самых разных языках.

В рамках конференции ученые также рассматривали широкий круг вопросов истории христианских общин и христианских миссий в странах Ближнего и Дальнего Востока, Африки, Восточной и Южной Азии. Отдельное заседание было посвящено христианским рукописям на Востоке.

Наверх