В Институте Хо Ши Мина СПбГУ состоялась международная научная конференция «Современные идеологические системы в странах Восточной Азии, проблемы управления ресурсами и региональной безопасности».

Юго-Восточная Азия продолжает оставаться одним из самых динамично развивающихся регионов в мире. По оценкам экспертов, совокупный ВВП АСЕАН и Китая может стать третьей экономикой в мире к 2020 году. Однако, несмотря на этот стремительный рост, экономический гигант оказывается «политическим карликом». Свою роль в этом играют и идеологические различия между политическими режимами региона, и разногласия вокруг спорных территорий в Южно-Китайском море, и обострение конкуренции за управление природными ресурсами. На прошедшей конференции эксперты из России, Китая и Таиланда обсудили широкий круг наболевших вопросов, связанных с установлением мира и безопасности в регионе.

Научный руководитель мероприятия, профессор кафедры стран Дальнего Востока, директор Института Хо Ши Мина СПбГУ Владимир Колотов отметил, что причиной политической разобщенности стран Восточной Азии является вмешательство зарубежных государств во внутреннюю политику. На примере деятельности американской дипломатической миссии во Вьетнаме он рассказал о том, как посредством СМИ конструируется негативное общественное мнение по отношению к соседскому Китаю.

Для отстаивания политической независимости каждому государству необходимо формировать свою национальную идеологию, близкую широким слоям населения. Об этом в своем докладе «Религия и идеологическая безопасность» рассказал профессор Китайского нефтяного университета Пан Чанвэй: по его словам, в девизах китайских лидеров в разные эпохи находили воплощение идеи Конфуция и Мо-цзы. При этом, как особо подчеркнул эксперт, китайские идеи гуманизма и человеколюбия во многом схожи с воззрениями русских писателей Льва Толстого и Федора Достоевского, что, безусловно, сближает наши народы.

Тему государственной идеологии современного Китая продолжил журналист и писатель Николай Вавилов. По его словам, официальный «социализм с китайской спецификой» сегодня подспудно включает в себя и националистическую компоненту, что стало китайским ответом на современные тенденции глобальной интеграции.

Доцент кафедры истории стран Дальнего Востока Галина Тюнь представила ретроспективу формирования единой национальной идеи в полиэтнических Индонезии и Малайзии. В основе индонезийской государственности лежат принципы Панча Сила, предполагающие веру в единого Бога, гуманистические ценности, социальную справедливость и демократию. В Малайзии господствует идеология Рукунегара, которая ожидает от населения религиозности, преданности монарху и государству, уважение Конституции, соблюдение законов и соблюдение норм морали.

Гости из Китая – аспиранты и ученые Китайского нефтяного университета – затронули в своих выступлениях экономический аспект региональной безопасности. Они поделились авторским взглядом на перспективы развития международного проекта «Новый шелковый путь», на влияние энергетической политики избранного президента США на ситуацию в Китае, а также презентовали концепцию экологической дипломатии КНР.

Поделиться

Наверх