С 15 по 18 мая в Институте восточных рукописей РАН пройдут XXXIX Зографские чтения. Участие в научном мероприятии, посвященном памяти лингвиста и переводчика, автора многочисленных трудов по индоарийскому языкознанию, профессора ЛГУ Георгия Александровича Зографа примут преподаватели Университета. Третий день Чтений, 17 мая, пройдет в СПбГУ.

В Зографских чтениях примут участие преподаватели-востоковеды СПбГУ:

  • О формулах и заимствованиях в средневековой лирике бхакти расскажет заведующая кафедрой индийской филологии, доцент Светлана Цветкова.
  • С докладом «101 синоним воды в ведийском словаре “Нигханту”» выступит доцент Сергей Тавастшерна.
  • «“Чариягити” и Тагор» станет предметом доклада доцента Елены Бросалиной.
  • Профессор Игорь Котин выступит на тему «Два новых сборника “индийских текстов” Далджита Награ».
  • Доцент Юлия Кокова расскажет о творчестве Махуа Маджи.

Зографские чтения — индологическая конференция, получившая имя в честь своего основателя, выдающегося индолога Г. А. Зографа (1928-1993). Весенние индологические чтения по проблемам традиционной индийской культуры с 1980 г. проходили на базе ЛО ИВ АН СССР - СПбФ ИВ РАН, а начиная с 2006 г. организуются совместно МАЭ РАН (Отдел Южной и Юго-Западной Азии), СПбФ ИВ РАН и Восточным факультетом СПбГУ. В чтениях участвуют индологи разных специализаций (филологи, историки, этнографы, фольклористы, религиоведы, археологи, искусствоведы) из научных учреждений и вузов Петербурга, Москвы, других городов России, зарубежных стран.

 

ПРОГРАММА

15 мая 2018 г.

Дворцовая наб., 18. ИВР РАН, Зеленый зал

10:00 – 13:30

Открытие конференции. Ожидается участие директора ИВР РАН И. Ф. Поповой, Генерального консула Индии в СПб г-на Дипака Миглани и директора Культурного центра им. Джавахарлала Неру г-на Джайсундхара

В. Видунас (Вильнюс). О названиях пчелы в ведийском языке

С. С. Тавастшерна (СПб). 101 синоним воды в ведийском словаре «Нигханту»

О. А. Волошина (Москва). Мантра и сутра как форма построения ведийских текстов

Л. И. Куликов (Гент, Бельгия). От демонической к человеческой сексуальности? Индо-иранский миф о первобытном инцесте Ями и Ямы и его индоевропейские корни

Я. В. Васильков (СПб). Женские образы древнеиндийского эпоса и позднейшего фольклора на фоне норм дхармашастры

Е. А. Юдицкая (Москва). Оговорка как композиционный прием в санскритской драме

15:00 – 18:00

Е. П. Островская (СПб). Индийские истоки тибетской историографии буддизма

Н. В. Александрова (Москва). Будда Дипанкара, идущий по дороге. Сюжеты пророчества в ранней буддийской литературе

М. А. Русанов (Москва). Обучение Бодхисаттвы в «Лалитавистаре»

Д. А. Комиссаров (Москва). О джатакаставе как разновидности буддийского гимна

С. Л. Бурмистров (СПб). Источники сознания, компоненты познавательного акта и учение о трех мирах в Абхидхарма-самуччае Асанги

Т. В. Ермакова (СПб). Путешествие И. П. Минаева в Непал: обстоятельства и результаты

 

16 мая 2018 г.

Наб. р. Фонтанки, 15. Русская Христианская Гуманитарная Академия

11:00—14.00

В. Г. Лысенко (Москва). «Мысленный эксперимент» Васубандху

Е. А. Десницкая (СПб). «Функциональный подход» в «Вакьяпадии» и артхакрия в философии Дхармакирти

А. В. Парибок (СПб). Содержательное обоснование порядка в перечне прамей (Ньяя-сутра, Ньяя-бхашья)

Р. В. Псху (Москва). Роль мифов о творении мира в индийской философии

Н. А. Канаева (Москва). Вьявахара как универсум установления достоверности знания в индийской эпистемологии и логике (праманаваде)

А. В. Ложкина (Москва). Концепция причинности в текстах «Абхидхамма-питаки»

15:00—18:00

С. В. Пахомов (СПб). Индуистская тантрическая телеология

Ю. А. Уймина (Екатеринбург). Тантра в учении Ошо

М. Б. Демченко (Москва). Учение д-ра Маханамбраты Брахмачари как квинтэссенция идей бенгальского ренессанса и его влияние на Томаса Мертона

Т. Г. Скороходова (Пенза). История индийской философии глазами Свами Вивекананды: опыт реконструкции

П. В. Хрущева (Екатеринбург). Сравнительный анализ образов сакрального в тамильских храмовых мифах и в сказах П. П. Бажова

 

17 мая 2018 г.

Восточный факультет СПбГУ

10:00—12:30

С. О. Цветкова (СПб). Формулы и заимствования в средневековой лирике бхакти

Е. К. Бросалина (СПб). «Чариягити» и Тагор

Е. А. Битинайте (Ростов-на-Дону). Родство по крови и родство по духу: М. К. Ганди о мотивах отказа Арджуны от сражения

К. Джункова (Братислава – СПб). Образ Индии в словацкой литературе XIX в.

Г. Стукалин (СПб). Кришна исполняет зикр: следы влияния бхакти на суфизм братства Чиштийя

14:00—17:00

А. А. Смирнитская (Москва). Семантика терминологии родства в малых дравидийских языках: когнитивные аспекты

Е. Л. Комиссарук (Москва). Борьба за собственный язык в Ладакхе (на материале полевых исследований)

И. Ю. Котин (СПб). Два новых сборника «индийских текстов» Далджита Награ

Ю. Г. Кокова (СПб). «Экологический» роман Махуа Маджи

Р. Н. Сабирова (Казань). Современные интерпретации санскритской «Рамаяны» в кино

Н. А. Сафина (Москва). Образ жизни в шри-вишнуизме: самашраяна (панчасамскара) и ее основания

 

18 мая 2018 г.

Университетская наб., 3. МАЭ РАН (Кунсткамера), Конференц-зал (б. Детский центр)

10:00—13:00

И. О. Негреев (Москва). Культ Рудры-Кхандобы в исследованиях Г. Д. Зонтхаймера и его индоевропейские параллели

М. Ф. Альбедиль (СПб). Кумаонский Голудев: локальный вариант индуизма

А. М. Дубянский (Москва). Тамильская пьеса о Карне

О. П. Вечерина (Москва). «Тирумурейканда-пуранам» Умапати Шивачарьи как завершающее звено в формировании тамильского шиваитского канона

Т. А. Зимина (СПб). Ведды в современном укладе жизни Шри Ланки

Д. Н. Воробьева (СПб). Музыкальные инструменты в руках богов. К вопросу об иконографических атрибутах в искусстве Индии V—Х вв.

14:30—17:30

В. Н. Мазурина (СПб). Иконография и функции непальских дхара/хити

А. Ю. Курочкин (Москва). Меч-посох из собрания МАЭ

А. Ю. Курочкин, Е. И. Малоземова (Москва, СПб). Индо-иранская сабля-шамшир из собрания МАЭ

О. Н. Меренкова (СПб). Опись Л. А. Мерварт коллекции № 3015 в собрании МАЭ РАН как образец музейного документа

Е. В. Столярова (СПб). Раджа Рави Варма: художник и основатель «Рави Варма Пресс»

С. И. Рыжакова (Москва). Mārganātyam. Театральная практика и теория «Натьяшастры» сегодня

Подробности – на сайте ИВР РАН.

Наверх