Встреча молодых тибетологов является традиционным международным научным мероприятием, проводимым с 2007 года. Участие в нем принимают те, у кого прошло не более шести лет с окончания магистратуры, аспирантуры или с момента назначения на первую академическую должность.

Площадками проведения семинара в разные годы выступали Лондон, Париж, Кобе и Лейпциг. Предложение провести пятый в Санкт-Петербурге выдвинула на лейпцигской встрече Наталья Москалева, на тот момент аспирант, а ныне — выпускница СПбГУ и член программного комитета мероприятия. «Конкуренцию Петербургу тогда, в 2015 году, составили Оксфорд и Неаполь, однако большинство членов консультативного совета ISYT поддержали именно наш город», — рассказала Наталья. Площадкой для следующего, шестого семинара молодых тибетологов станет Университет Вирджинии (США).

В адрес организаторов поступило более 200 заявок, каждая из которых проходила процедуру двойного анонимного рецензирования. По итогам отбора была сформирована программа, включившая 15 секций самой разнообразной тематики: от изучения древних манускриптов и литературных памятников, традиционной тибетской медицины и буддизма до гендерных исследований. Участие в пятом Международном семинаре молодых тибетологов приняли более 80 исследователей из 23 стран мира. Как отмечают организаторы, по итогам конференции они получат возможность опубликовать научные статьи в специальном номере журнала открытого доступа Revue d’Études Tibetaines, материалы которого индексируются в базе данных Web of Science.

Программный комитет семинара возглавил доцент СПбГУ Павел Гроховский (кафедра монголоведения и тибетологии). Приветствуя гостей, он подчеркнул, что в Санкт-Петербурге тибетология начала активно развиваться к середине XIX века.

Ввиду географического положения в России эта наука получила развитие на основе монголоведения; предметом изучения ее стали преимущественно классические тексты. Однако за последние десять лет нами был реализован целый ряд исследовательских проектов, посвященных традиционным наукам, периодическим изданиям, современной литературе и корпусной лингвистике

Доцент СПбГУ Павел Леонович Гроховский

От лица организации участников приветствовал президент ISYT, научный сотрудник Боннского университета Калсанг Норбу Гурунг. «Я очень рад, что данную встречу мы проводим именно здесь, в исторической столице Российской империи, городе Петра Великого, ведь в этом году мы стали причастны к празднованию 200-летия зарождения тибетологии в Санкт-Петербурге — городе, где хранится богатейшая коллекция памятников тибетской истории и культуры», — подчеркнул гость. Для Калсанг Норбу Гурунга данная конференция в статусе главы ISYT стала последней. На этом посту его сменила Наталья Москалева, избранная новым президентом Международного семинара молодых тибетологов.

Об истории развития тибетологии в Санкт-Петербурге в рамках пленарного выступления подробно рассказал профессор Владимир Успенский.

Первые тибетские тексты были привезены в Петербург в 1719 году. Это были рукописные фрагменты из разрушенных монастырей Джунгарского ханства (на территории современного Казахстана), которые сегодня хранятся в Институте восточных рукописей РАН.

Важным источником информации о Тибете на протяжении двух веков была Русская духовная миссия в Пекине, история которой начинается в 1685 году. Помимо духовенства в нее входили представители естественных наук и «ученики», которые занимались изучением различных сторон жизни соседней страны. В 1828 году в Петербурге была опубликована первая книга о Тибете на русском языке — «Описание Тибета» бывшего начальника миссии отца Иакинфа (Никиты Яковлевича Бичурина). Благодаря деятельности миссии именно в Северной столице — первой в Европе — появился полный тибетский буддийский канон, насчитывающий почти 350 томов, который стал ценным источником информации для нескольких поколений исследователей.

Основоположником тибетологии в России является Василий Павлович Васильев — академик и профессор Санкт-Петербургского университета, декан восточного факультета. Десять лет он находился в Пекине в составе Русской духовной миссии, имея своей задачей изучать «язык, историю и литературу Тибета и соседних с ним стран». Благодаря ему в научный оборот было введено множество тибетских письменных источников. Именно профессор Васильев ходатайствовал об учреждении в Петербургском университете тибетской кафедры, однако его планы получили воплощение лишь в наше время.

Библиотеки и музеи Петербурга хранят многие тысячи книг на тибетском языке и произведений тибетского религиозного искусства. В построенном в 1915 году великолепном буддийском храме ежедневно совершаются службы на тибетском языке. На Восточном факультете ведется преподавание тибетского языка, истории и литературы, а многие известные современные монголоведы и тибетологи России являются выпускниками СПбГУ. Все это делает Петербург исключительно привлекательным местом для ученых-тибетологов.