Старший преподаватель СПбГУ Донара Сережаевна Мкртчян (кафедра Центральной Азии и Кавказа) успешно защитила в Институте литературы им. Манука Абегяна Национальной академии наук Республики Армения кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности J.01.01 – «Армянская классическая литература».

Исследование посвящено изучению литературной жизни армянской общины Санкт-Петербурга XVIII–XIX веков, а также первых двух десятилетий XX века. В его основе документы и архивные материалы из библиотек и частных коллекций Республики Армения и Российской Федерации, Санкт-Петербургского государственного университета, РНБ, БАН, ИВР РАН. Также источниками выступили периодические издания и архивные рукописи, хранящиеся в историческом архиве (РГИА) и в фондах Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПБ).

Целью диссертации было систематически и хронологически представить армянскую литературную среду Санкт-Петербурга на протяжении почти трех веков.

Литературно-культурная деятельность армян, ведущая отчет с основания Санкт-Петербурга, имеет большое значение для современной армянской общины. Исследование Донары Мкртчян важно для изучения истории армяно-российских культурных и литературных связей.  

Практическая значимость диссертации заключается в систематическом и всестороннем представлении источников и литературных произведений, связанных с армянской литературной жизнью в Санкт-Петербурге. Это помогает прояснить ряд вопросов, связанных с историей армянской литературы, а также делает работу полезной для анализа местной истории литературы разных сообществ.

Петербург занимает важное место в истории армянской культуры и литературы. Почти три века Петербург был  перекрестком армянской литературной жизни, центром обсуждения литературно-эстетических вопросов.

Произведения, созданные в Санкт-Петербурге, можно разделить на две группы:

  1. Созданные непосредственно в среде данной армянской общины.
  2. Произведения, написанные армянскими писателями в период их проживания в Петербурге.

Хронологически нижней границей исследования является начало XVIII века, которое ознаменовалось формированием армянской общины Санкт-Петербурга. Первая глава посвящена изучению рукописей  и их колофонов, написанных в 1730–50-ые годы и являющихся первыми свидетельствами литературной жизни общины. Важными произведениями периода 1760–70 гг. являются три Оды, посвящённые Екатерине II. Также в диссертации в качестве самостоятельных литературных сочинений рассматриваются изданные в армянской типографии Петербурга в 1780-е годы книги и их колофоны.  Важно отметить, что произведения, созданные в Петербурге в XVIII веке, можно характеризовать как «дворцовые», «императорские», тесно связанные с литературой Екатерининской эпохи.

   Вторая глава диссертации посвящена армянской литературной жизни Петербурга в XIX веке. В ней проанализированы литературные произведения, созданные в новой политической ситуации XIX века, а также деятельность армянских студенческих союзов и групп того времени.  В условиях укрепления армяно-русских литературных и политических связей в сочинениях армянских авторов восхваляется российское государство, а также подчёркивается мысль, что Россия имеет великую освободительную миссию по отношению к армянскому народу.

Также в этой главе рассказывается о литературно-общественной деятельности нескольких поколений рода Патканянов (Паткановых) в Петербурге, их связях с представителями русской академической науки того времени. Был изучен недолгий петербургский период жизни и деятельности Микаэла Налбандяна.   

Верхняя хронологическая граница исследования – первые десятилетия ХХ столетия, время создания школы арменоведения в Санкт-Петербурге, а также формирования коллекции местных армянских рукописей. В третьей главе диссертации анализируется деятельность литературно-общественных организаций, издаваемая ими периодика и книжные издания.

Отдельное внимание уделено петербургскому судопроизводству над Ованесом Туманяном в 1911 году, его встречам с представителями русской интеллигенции Петербурга после оправдания поэта. Рассматривается роль дореволюционного Петербурга и постреволюционного Ленинграда в формировании мировоззрения и художественного мышлении Ваана Теряна и Егише Чаренца.

В работе Донары Мкртчян показано, что после вхождения Восточной Армении в 1828 году в состав Российской Империи меняются направление, язык и тематика армянской литературной жизни Петербурга. Если создаваемая в XVIII веке литература была направлена на российский царский двор с целью поднять вопрос об освобождении Армении, то с первых десятилетий XIX века она становится так называемой «студенческо-народной» литературой, тесно связанной с общерусской революционной литературой.

С армянской литературной жизнью Петербурга была тесно связана местная школа арменоведения. Проводимые научные исследования, издание трудов армянских средневековых историков, обсуждения различных историографических вопросов напрямую были связаны с продолжением традиций армянской литературы. Неслучайно Микаэл Налбандян и Рафаел Патканян, параллельно с литературной деятельностью в Петербурге, занимались различного рода арменоведческими исследованиями, поднимая актуальные вопросы своего времени.