«У науки действительно нет границ»: совместный проект по исламоведению СПбГУ и Мичиганского университета
В весеннем семестре Университет совместно с одним из ведущих вузов США — Мичиганским университетом — дал старт международному семинару, посвященному изучению исламского интеллектуального и культурного наследия. Его инициатором и куратором стал профессор Мичиганского университета, руководитель научной лаборатории по анализу и моделированию социальных процессов СПбГУ Александр Кныш.
Сегодня ислам обретает новые формы и содержание. Отсутствие объективного взгляда на многие исторические явления порождает неверную интерпретацию исламского мировоззрения и образа жизни, его культуры и традиций. Современные образовательные программы зачастую не позволяют сформировать глубокие, достоверные знания. «В школьном курсе истории вопросы ислама практически не затрагиваются, многие аспекты культуры даже российских мусульманских народов, к сожалению, выпадают из внимания. В итоге это приводит к ксенофобским настроениям, которые ограничивают представления об исламе как о многогранном культурном и социальном явлении, — рассказывает участница семинара, студентка второго курса бакалавриата образовательной программы "Исламоведение" Ольга Заблоцкая. — Важной задачей семинара является создание научных представлений об исламе, формирование глубокого понимания его философских основ».
Участники семинара с американской стороны подчеркивают важность изучения философских, исторических и культурных основ ислама для реагирования на глобальные политические и социальные вызовы. Так, выпускник Еврейского университета в Иерусалиме, ныне студент Мичиганского университета Салман Эламир Амир комментирует свой выбор семинара: «Я думаю, для того чтобы обозначить болезненные явления, происходящие сегодня в нашем обществе, необходимо знать, как эти феномены зарождаются и развиваются в условиях современного мира».
Студенты отмечают, что ключом к пониманию ислама для них стало изучения Корана. «Сакральные тексты оказывают огромное влияние на ход истории человечества. Доступ к культуре ислама открывается именно через интерпретацию его священных текстов», — отмечает аспирант СПбГУ Владимир Розов.
В отличие от духовных высших учебных заведений, Санкт-Петербургский университет предлагает междисциплинарный научный подход к изучению ислама. В частности, в 2016 году математики и востоковеды из СПбГУ разработали уникальную методику исследования древних текстов и применили ее к двухтомному труду на арабском языке «Аль-Хитат», принадлежащему перу историка XIV–XV вв. Такиуддина аль-Макризи. Такой объективный и наукоемкий подход вызывает широкий интерес не только у академического сообщества, но и у представителей конфессионального исламоведения (богословов). Так, на образовательных программах по изучению истории и культуры ислама в магистратуре и бакалавриате продолжают обучение этнические мусульмане, выпускники столичных и региональных исламских вузов, а также представители Мухтасибата (Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области). «Будучи выпускником Московского исламского университета, я решил продолжить обучение в СПбГУ. Здесь у меня есть возможность более глубоко изучать культуру и традиции ислама и учиться у таких известных ученых, как Михаил Пиотровский, Александр Кныш, Олег Редькин», — рассказывает о своем выборе магистрант Университета и участник семинара Абдула Камаев. Семинар является обязательной учебной дисциплиной для магистрантов, однако и студенты бакалавриата, и аспиранты также активно принимают участие в его работе.
Двухсторонний академический проект реализуется в форме еженедельных вебинаров. Его отличительной особенностью является интерактивный формат: российские и американские студенты объединяются в интернациональные команды и проводят исследования, результаты которых презентуют по завершении курса. Студенческие проекты посвящены целому ряду исламоведческих тем — от мусульманского средневекового и современного искусства до философии (фалсафы) и спекулятивной теологии (калама).
Многим студентам семинар дает уникальную возможность собрать эмпирический материал для магистерских и кандидатских диссертаций и получить обратную связь от представителей зарубежной академической школы. «В качестве объекта для дальнейших исследований меня привлекают исмаилизм, религия друзской общины и древнегреческая философия, — отмечает Салман Эламир Амир. — Свою диссертацию на соискание ученой степени я бы хотел посвятить изучению концепции реинкарнации в религии друзов и проследить ее трансформацию, начиная с учений древнегреческих философов Платона и Пифагора, а также рассмотреть появление представлений о перевоплощении душ в других монотеистических религиях и неоплатонизме».
Образовательный проект, авторами которого выступили сотрудники научной лаборатории по анализу и моделированию социальных процессов СПбГУ — профессор Александр Кныш, старший преподаватель Анна Маточкина и ассистент Дарья Уланова, — прекрасный пример налаживания межкультурного диалога. Во-первых, заседания проходят сразу на трех языках — английском, арабском и русском, что открывает возможность практики устной речи. Во-вторых, молодые исследователи с разных континентов обмениваются идеями и обсуждают актуальные проблемы исламоведения. «Несмотря на то, что мы представляем разные университеты и научные школы, мы чувствуем, что находимся в едином интеллектуальном пространстве, и понимаем, что у науки действительно нет границ», — делится своими впечатлениями Ольга Заблоцкая.
Подробнее:
- В СПбГУ начнет работу новая образовательная программа по исламоведению
- Математики СПбГУ разработали уникальную методику исследования текстов на любых языках
- В СПбГУ узнают, что представляет собой ислам сегодня
- Категория: Новости
- Просмотров: 3178