В Санкт-Петербургском университете прошла лекция всемирно известной актрисы пекинской оперы Юань Хуэйцинь.

Ее выступление под названием «Божественный ритм Востока» было посвящено традициям, эволюции и художественному своеобразию древнего искусства пекинской оперы. Организаторами мероприятия стали Санкт-Петербургский университет, Управление культурных связей с заграницей Министерства культуры КНР и Генеральное консульство КНР в Санкт-Петербурге.

На открытии мероприятия проректор СПбГУ по учебно-методической работе Марина Лаврикова подчеркнула, что для Университета сотрудничество с партнерами из Поднебесной является стратегическим.

«На базе СПбГУ функционирует множество российско-китайских научно-исследовательских проектов, более 40 образовательных программ специально сориентировано на изучение тем, связанных с сотрудничеством с Китаем, около 1300 студентов приехали в СПбГУ из Китая», — прокомментировала Марина Юрьевна.

Проректор также сообщила, что активно развиваются и культурные связи. Так, ученые-востоковеды СПбГУ регулярно переводят современную китайскую литературу, благодаря чему такие произведения становятся доступны российскому читателю.

Также собравшихся поприветствовал заместитель Генерального консула КНР в Санкт-Петербурге Чжан Шую: «На сегодняшнем вечере присутствуют китайские студенты, проходящие обучение в СПбГУ. Надеюсь, что обучающиеся из Китая дорожат ценной возможностью обучения в этом университете: усердно занимаются, заводят друзей среди российских студентов и всячески стараются поддерживать многолетнюю дружбу между нашими народами».

Заслуженная артистка Китайского национального театра пекинской оперы, депутат парламента КНР, обладательница престижных театральных премий госпожа Юань Хуэйцинь начала выступление с признания зрителям в любви на русском языке. Она отметила, что это первая фраза, которую она выучила по-русски, и для нее большая честь — выступать перед российской публикой.

Пекинская опера — уникальное театральное явление, сочетающее в себе оперу, балет, пантомиму, трагедию, комедию и цирковое представление.

«Эта система актерской игры тесно связана с деятельностью китайского режиссера Мей Ланьфаня, благодаря которому пекинская опера вошла в число мировых театральных систем наряду с системой Станиславского и эпическим театром Бертольда Брехта», — рассказала Юань Хуэйцинь.

Интерьер, костюмы, грим, жесты — составляющие, без которых невозможна ни одна пекинская опера. Они создают тонкую и чувственную эстетику этого древнего театрального искусства, при этом ключевое значение имеют форма, цвет наряда, орнаменты и узоры на ткани.

Музыка же является структурообразующим элементом пекинской оперы: мелодия создается игрой на двухструнной китайской «скрипке» — цзинху, а ритм задается ударными. Для музыкального сопровождения пекинской оперы характерно исполнение так называемых «божественных напевов»: эрхуан — спокойные и медленные мотивы для отражения элегических настроений, сипи — песни с неровным и переменчивым ритмом и высотой, сипи люшуй — мелодии, напоминающие «текущую воду».

Важнейшей составляющей пекинской оперы являются условности, позволяющие передавать красоту реальной жизни на сцене.

Прием условной, мнимой игры можно описать следующим вопросом: как открыть дверь, которой не существует?
Актриса пекинской оперы Юань Хуэйцинь

В ходе лекции артисты театра пекинской оперы продемонстрировали сцены из популярных спектаклей. Среди них — оперы «Пионовая беседка», «Тройная развилка», «Прощай, моя наложница», «Кража императорского коня» и «Легендарные амазонки из клана Ян». По окончании выступления все присутствующие смогли примерить театральные костюмы и грим, а также пройти мастер-класс по движениям в пекинской опере.

Видеозапись мероприятия будет показана многомиллионной китайской аудитории ведущими СМИ КНР — телеканалом CCTV и информационным агентством Синьхуа.

Наверх