Студентка-африканист СПбГУ Полина Колупаева вернулась из Нигерии с необычными «сувенирами» — магическими амулетами местного народа хауса. В Африке молодой исследователь проводила дипломное исследование «Атрибуты магических практик у хауса: анализ музейных коллекций».

Работа Полины посвящена, с одной стороны, анализу амулетов хауса, представленных в музейных коллекциях, а с другой — изучению практики их создания и применения в системе традиционной коранической магии хауса. В интервью студентка рассказала о том, почему решила заниматься этой темой, а также к каким открытиям пришла во время исследовательской работы и поездки в Нигерию.

В 2018 году в СПбГУ открывается англоязычная магистерская программа Languages and Cultures of Africa.
Расскажите о своем обучении. Какие африканские языки вы изучали, обучаясь в бакалавриате СПбГУ?

В этом году я оканчиваю профиль «Языки и культура Западной Африки (хауса)» программы «Востоковедение и африканистика». Почему я выбрала именно африканистику — вопрос сложный. На нее я поступала целенаправленно, со школы у меня была тяга к этому направлению.

Регион Западной Африки в качестве территории исследования я выбрала, потому что он советует моему профилю, в рамках которого я изучала язык хауса. Честно говоря, я могла выбрать и другой регион, но мне самой он нравится, так что для меня не составляло сложности сделать выбор.

Хауса для нас был основным языком в обучении. Когда я была в Нигерии, я общалась с местными жителями, и они меня понимали. Также я изучала два дополнительных восточных языка: еще один африканский язык — бамана — и арабский. И конечно же, в программу входили европейские языки — английский и французский.

В чем состоит актуальность изучения практик коранический магии в Африке, по вашему мнению?

Я бы не говорила в данном случае собственно о магии или магических предметах — для местных они часть материальной культуры, быта. Часто в обыденном представлении эти предметы воспринимаются как африканское искусство, часть элитарной культуры, хотя они таковыми не являются.

Исследование такого явления, как кораническая магия, и ее атрибутов (амулетов и талисманов) является значимым в рамках изучения современной культуры народа хауса. Так, ее важную часть составляет практика обращения к Корану как источнику силы и помощи не только в области духовного обогащения, но и в повседневной жизни для решения бытовых вопросов. Поэтому амулеты и прочие атрибуты, связанные с подобными практиками, сформировали отдельную сферу материальной культуры и быта хауса. Полевая работа показала, что амулеты до сих пор являются частью не изживающей себя материальной культуры.

Регион Северной Нигерии, где проживает народ хауса, является преимущественно мусульманским. Ислам оказал огромное влияние на традиционные верования и культуру.

Какие задачи вы ставили во время выполнения дипломной работы?

Ислам появился на территории современной Нигерии приблизительно в XI–XIV веке. Ученые расходятся во мнении относительно точного периода — оттого и столь широкие временные рамки.

Основная задача моей работы — проанализировать музейные коллекции в аспекте наличия в них предметов коранической магии хауса — амулетов, талисманов и других атрибутов.

В первую очередь я выбирала музеи исходя из коллекций, собранных в них. Ориентирами для поисков служили каталоги — современные, середины и даже начала прошлого века. Основную часть составили коллекции Кунсткамеры. Также в фокус исследования вошла коллекция амулетов и магических предметов ALEP Musée de l’Homme в Париже, собранная Аленом Эпельбуаном на мусорной свалке в Дакаре. Кроме того, во время поездки в Нигерию я приобрела несколько амулетов для исследования.

Какие отношения складываются между исламом и языческими магическими культами?

В традиционную систему верований хауса входит вера в духов. Духи делятся на добрых и злых. Первые помогают человеку, а последние, по убеждению хауса, могут навлечь беду, болезнь, несчастье. Для того чтобы жить в гармонии с ними, знахари хауса проводят ритуалы, делают жертвоприношения и подношения духам. Например, культ бори (культ одержимости духами), характерный для хауса, помогает его приверженцам лечить болезни через состояние транса и ритуальные танцы. Для них это что-то вроде традиционной медицины.

Конечно, ислам очень сильно повлиял на эту систему, как бы внедрившись туда. Со временем он практически вытеснил традиционные верования. Приведу пример: с приходом ислама магузава (язычники) полагали, что духи действуют с позволения Аллаха, хотя сами язычники не поклонялись ему. В то же время и духи стали делиться на черных и светлых уже по иному принципу: если добрые духи воспринимались как мусульманские (в том числе ангелы), то злыми стали прежние, языческие. Даже само слово «дух» в языке хауса — «иска» — преобразилось в арабский вариант — «джинн».

Ритуалы тоже претерпели изменения. Авторы, изучавшие этот вопрос, рассказывают, что человек, попавший в беду, сначала идет со своей проблемой к маламу — духовному лидеру общины, имеющему мусульманское образование и сочетавшему роли судьи, лекаря, проповедника. Если малам не может помочь, то человек идет к бока — знахарю, способному общаться с миром духов. Тот в свою очередь сначала обращается к Аллаху, чтобы тот дал разрешение на исцеление «пациента».

Расскажите поподробнее о коранической магии.

Кораническая магия характерная для многих мусульманских общин. Она зиждется на тайных свойствах букв и текста Корана, нумерологии и астрологии. Считается, например, что магические формулы на фрагменте бумаги могут принести удачу своему владельцу. В эти формулы могут быть заключены любые желания — от избавления от головной боли до счастья и богатства.

Также иногда изображают так называемые магические квадраты с заключенными в них буквами имени и числами: каждой букве арабского алфавита соответствует свое число — этот принцип называется по первым четырем буквам алфавита — абджад. Таким образом, каждое имя имеет свое уникальное суммарное число, оно-то и заключается в магический квадрат.

Можно вспомнить еще один обряд коранической магии. На деревянной дощечке чернилами пишут магические формулы и рисуют квадрат, затем чернила смывают, а полученную жидкость выпивают или используют для омовения.

Какие амулеты и магические предметы вы приобрели в Нигерии для исследования?

В Нигерии я приобрела четыре копии рукописных амулетов коранической магии. У них всех один автор — Ахмед Садауки из города Кано.

В центре изображена геометрическая фигура — хатим, внутри нее написаны имена пророков, имя Аллаха, отрывки из Корана, а вокруг фигуры располагаются своего рода инструкции и предписания к амулету. Форму и содержание амулета определяет малам, он же создает авторский экземпляр, с которого потом снимают копии для продажи.

В Нигерии мне удалось пообщаться с преподавателем Национального открытого университета Нигерии, который занимается схожей темой. По его словам, форма хатима зависит от содержания. Скажем, если амулет предназначен для того, чтобы помочь кому-то выиграть войну или сражение, то хатим может быть выполнен в форме меча. Но на самом деле крайне сложно понять, почему малам решил использовать ту или иную фигуру.

То есть эти амулеты являются исламским атрибутом и содержат религиозный текст. А в чем же выражается традиционное, языческое начало?

Письменность хауса пришла вместе с исламом, поэтому традиционно хауса не делали подобные амулеты. Очень часто предписания выполнены на аджами —адаптированном арабском письме для языка хауса. Однако мои экземпляры написаны на арабском с включением некоторых слов на хауса.

Одна из сложнейших задач для меня состояла не в переводе, а в прочтении письменного текста. Я столкнулась с рукописной вязью, сложной для прочтения.

Я могу предположить, что влияние традиционной культуры можно проследить в ритуальном воплощении этих предписаний. Один из амулетов дает такую инструкцию: «если ты хочешь получить любовь всех окружающих, нужно написать хатим на дощечке, затем, вероятно, смыть чернила (это не поясняется точно), смешать воду с землей мечети, рынка, белым медом, а в конце выпить полученную жидкость». Мне кажется, что именно в последовательном ритуальном исполнении можно проследить влияние традиционных медицинских практик.

А встречались ли вы с языческими амулетами?

Я не исследовала собственно языческие амулеты и даже не встречалась с язычниками в Нигерии, хотя, безусловно, такие общины там есть. В Кунсткамере хранятся предметы, которые очень далеки от исламских. Однако в силу их древности информации о них в описях почти нет, невозможно восстановить их назначение. Я бы сказала, что большинство представителей хауса все-таки прибегает к амулетам коранической магии.

Как вам удалось приобрести амулеты? Они доступны всем?

Это совершенно не так. Такие амулеты не встретишь в туристических местах. Мне пришлось постараться, чтобы их купить. Я обошла несколько рынков, прежде чем нашла человека, продающего исламскую литературу около мечети, который мог достать для меня эти амулеты. Мне удалось его уговорить, и через неделю он мне их продал, правда, по крайне завышенной, как мне показалось, цене.

Проблема еще и в том, что жизнь в столице, где я была, сильно отличается от жизни в других регионах Нигерии. Наверное, такие амулеты в небольших городах на севере более распространены. К сожалению, возможности поехать на север у меня не было. Надеюсь, получится продолжить начатое в магистратуре Университета.