28 февраля состоится открытие фестиваля «Современное кино Китая», который пройдет в России впервые. Фестивальные показы продлятся до 3 марта в кинотеатре «Аврора». Организаторами мероприятия в Петербурге выступают Санкт-Петербургский государственный университет и Штаб-квартира Институтов Конфуция КНР.

На фестивале «Современное кино Китая» покажут картины-сенсации современного китайского кинематографа: «Пепел – самый чистый белый», фильм-номинант на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, эпическую картину «Слон сидит спокойно», ставшую культовой на международных кинофестивалях, и тибетскую картину «Дзинпа», снятую на горном хребте Кукушили продюсерской студией Вонг Кар Вая. 

Почетным гостем торжественного открытия фестиваля 28 февраля станет режиссер Цзя Чжанке, обладатель «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля и неоднократный участник конкурсов в Каннах и Берлине. 

По пустынной дороге, рассекающей надвое монохромную плоскость бескрайнего и бесплодного тибетского горного плато, едет грузовик. За рулем его сидит Дзинпа -  черная грива на лицо, кожаная куртка, зеркальные солнечные очки – так мог бы выглядеть Джонни Депп, родись он на Тибете. Внезапно грузовик сбивает овцу, а затем в кабину садится случайный путник – юноша с привязанным к ноге серебряным кинжалом, который пустился в путь для того, чтобы совершить кровную месть…   Мистические, холодные пейзажи Тибета перемежаются с теплыми светящимися интерьерами, выразительный язык картины сух и точен. Дзинпа – буддистский термин, означающий попытку удержать сознание в одной точке времени и пространства, пребывающих в постоянном движении и изменении. Эту спартанскую, «созерцательную картину» тибетский режиссер Пема Цеден создал в партнерстве с гонконгской кинокомпанией Jet Тone, основанной легендарным Вонг Кар Ваем более четверти века назад, когда он снял «Пепел времени». Язык фильма «Дзинпа»  - тибетский, можно даже услышать такой восхитительный фьюжн, как «О соле мио» на тибетском языке.

На фестивале «Современное кино Китая», который пройдет сразу в трех городах России в конце февраля, широкой публике будет показана эта и другие не менее знаковые китайские кинокартины, относящиеся к эпохам «шестого поколения китайского кинематографа» и нового китайского кино. В России фестиваль проходит впервые.

Каждый из фильмов, которые зрители увидят в дни кинофестиваля, представляет собой настоящую жемчужину современного китайского киноискусства. Все они различаются по жанру и настроению и иллюстрируют стилевое разнообразие актуального кинематографа Поднебесной. Каждая из картин станет интеллектуальным и эмоциональным потрясением для зрителя. «Пепел – самый чистый белый» (режиссер Цзя Чжанкэ) – фильм–участник Главного конкурса Каннского фестиваля, номинант на Золотую Пальмовую ветвь, получивший также приз Азиатско-тихоокеанской кинопремии за лучшую женскую роль  -  динамичная лента о любви танцовщицы к местному гангстеру. «Прах» (Ли Сяофэнь) – криминальная драма в стилистике брутального азиатского неонуара. «Овдовевшая ведьма» (Цай Чэнцзе) – мрачная сатира в жанре фэнтэзи, победитель международного кинофестиваля в Роттердаме. «Ребро» (Чжан Вэй) – драматическая картина о сложном положении трансгендеров в стране с  консервативными взглядами на свободу половой самоидентификации.

Ну а закроет фестиваль, пожалуй, самый нашумевший фильм из вышедших в Китае в последние годы – «Слон сидит спокойно». В 2018 году это название прозвучало на всех европейских кинофестивалях от Берлина до Владивостока. Картина буквально стоила жизни своему создателю.    Молодой китайский писатель и режиссер Ху Бо снял этот фильм  в 2017 году и представил продюсерам. Получив рекомендацию сократить картину – фильм длился 2,5 часа – создатель, напротив, перемонтировал его в четырехчасовую ленту, а после покончил с собой. Легкий и грустный фильм со столь трагической историей стал «маст си» для искушенных кинозрителей по всему миру. 

 В этом долгом фильме нет длиннот, и это на удивление простое и ясное кино, потому что Ху Бо в первую голову блестящий рассказчик,- пишет об этом фильме журнал «Сеанс», -  И фильм его удивителен, с какой стороны ни посмотри. Это самый что ни на есть приземленный реализм — и в то же время прозрачная метафора метаний духа.

В США «China OnScreen Biennial» (так звучит американское название фестиваля)  проводится с 2012 года и включает в себя не только кино, но и другие разновидности видеоискусства. «Мультикультурный диалог через движущиеся картинки» - так звучит слоган фестиваля. Но российская аудитория в корне отличается от американской – уверены его создатели.

Азиатское кино для российской публики - это кино авторское, связанное с личностями режиссеров, - считает куратор программы, доцент, директор ДОП «Института Конфуция в СПбГУ» Юлия Мыльникова, ,  - Зрители в стране (профессионалы индустрии не в счет) не имеют представления о состоянии национальной кинематографии Китая, об именах популярных артистов, о направлениях творческой мысли и жанрах, которые пользуются популярностью у самой большой аудитории в мире. Как правило, современная публика ассоциирует с китайской кинематографией эпические полотна и фэнтези вроде «Героя» и «Крадущегося тигра, затаившегося дракона».

Основная задача фестиваля «Современное кино Китая», по признанию организаторов  - открыть российской публике феномен актуального китайского кинематографа, продемонстрировать, каким профессиональным, разным, интересным, а главное, понятным, может быть китайское кино. А также – создать своего рода моду на него – как это в свое время произошло с кино Южной Кореи. В эпоху стремительной интеграции Китая в мировое сообщество такая культурная экспансия обогатит и отечественных зрителей, и кинематографистов, и «свежей кровью», добавит в сам контекст современной российской культуры новые яркие штрихи.

Каждый фильм фестиваля  публике особо представят профессионалы российского кино,  будут организованы дискуссии и интервью. В дни фестиваля ожидается приезд режиссера Цзя Чжанкэ, одного из самых именитых кинематографистов «шестого поколения китайского кино», создателя фильмов «Прикосновение греха», «И горы сдвигаются с места», «Город 24» и «Платформа», неоднократного участника конкурсов в Канне и Берлине, обладателя венецианского «Золотого льва» за фильм «Натюрморт».

Подробнее о фестивале.

Билеты.

 

 

Наверх