Гроховский Павел Леонович

Гроховский Павел Леонович

Кафедра монголоведения и тибетологии - Кандидат филологических наук, доцент; председатель Учебно-методической комиссии, зав. кафедрой

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Тел.: +7 (812) 328-9517
Университетская наб, д. 11
Санкт-Петербург 199034

Дата и место рождения: 11.04.1972; г. Ленинград (Санкт-Петербург)

Образование:

  • высшее, востоковед-филолог, в 1989 г. окончил отделение монголо-тибетской филологии Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Ученая степень, звание:

  • кандидат филологических наук, 20.04.2000; 10.01.06 – литературы народов Азии и Африки; диссертация: «„Самадхираджа-сутра” как памятник буддийской канонической литературы» СПбГУ, 2000. 6,1 п.л. (164 стр.); доцент (19.03.2003).

Научные интересы, преподавание:

  • тибетский язык и литература;
  • монгольский язык и литература;
  • религии Тибета и Монголии.

Учебная и исследовательская деятельность:

  • СПбГУ (с 1998).

Иностранные языки:

  • тибетский,
  • монгольский,
  • английский,
  • французский,
  • немецкий.

Научные публикации. Всего – более 40, в том числе:

Учебные пособия:

  • Буддийская каноническая литература. Хрестоматия. Ч. I, II. СПб., 2002.

Статьи:

  • Grokhovsky P. Kesar-Versionen aus Ladakh. Bearb. und. ed. Silke Hermann. Wiesbaden: Harrassowitz 1991 (Asiatische Forschungen 109). 417 p.// Fabula. Zeitschrift für Erzählforschung. 34. Band (1993) Heft 3/4, ss. 326-327. (Рецензия, на английском языке).
  • «Самадхираджа-сутра». Гл. 2 // Введение, пер. с тибетского, комм. П. Гроховского. «Восток», 3. М., 1997. С. 134-141.
  • «Самадхираджа-сутра». Гл. 1, 3-9 // Стержень жизни. Книга о Будде и его Учении. СПб., 1997. С. 117-171.
  • Изучение буддизма на Восточном факультете Санкт-Петербургского университета // Международная конференция «Восточная Азия — Санкт-Петербург — Европа: межцивилизационные контакты и перспективы экономического сотрудничества». СПб., 2000. С. 151-157.
  • Наблюдения над традиционным текстом // «Человек. Природа. Общество». Материалы 12-й международной конференции молодых ученых 27-30 декабря 2001 г. СПб., 2001. С. 37-39.
  • Буддийские тексты через века.// «Классическое востоковедение и классический ориентализм». М., Аспект-Пресс, 2003. С. 7-23.
  • Программа спецкурса «Введение в буддийскую каноническую литературу» // «История. Культура. Общество: Междисциплинарные подходы: Программы специализированных курсов и тексты лекций». М., Аспект-Пресс, 2003. Ч. I: Философия и востоковедение. С. 285-302.
  • The Poetics of Mahāyāna Sūtras Based on an Analysis of the Samādhirāja Sūtra // The Role of Buddhism in the 21st Century. Proceedings of the Fourth Chung Hwa International Conference on Buddhism. Taipei, 2005, pp. 107-136.
  • Тибетский классический язык: проблемы изучения // Международная научная конференция «Востоковедение и африканистика в университетах Санкт-Петербурга, России, Европы. Актуальные проблемы и перспективы». Тезисы докладов. СПб., 2006. С. 95-96.
  • Тибетский классический язык: проблемы преподавания // Международная научная конференция «Востоковедение и африканистика в университетах Санкт-Петербурга, России, Европы. Актуальные проблемы и перспективы». Тезисы докладов. СПб., 2006. С. 96-97.
  • Тибетская грамматическая традиция в современном освещении (на примере «Ясного зерцала» Келсанг Гьюрме // XXIV Международная научная конференция «Источниковедение и историография стран Азии и Африки». 10-12 апреля 2007 г. Тезисы докладов. СПб., 2007. С. 54-55.
  • Компьютерная лингвистика и перспективы развития тибетского языкознания // Горизонты прикладной лингвистики и лингвистических технологий. Доклады международной научной конференции 24-28 сентября 2007 г. Украина, Крым, Партенит. Симферополь: ДиАйПи, 2007. С. 119-120.
  • О периодизации тибетского литературного языка // Мир Центральной Азии. Тезисы докладов II международной научной конференции. Улан-Удэ, 2007. С. 223-225.
  • Основные задачи изучения тибетского литературного языка на современном этапе // Вторые Доржиевские чтения. Материалы конференции. Санкт-Петербург: 9-11 ноября 2006 г. СПб., 2008. С. 275-276.

Читаемые курсы:

1. Тибетский язык

Цель курса:

Развитие профессиональных навыков практического владения тибетским языком и основных навыков лингвистического и филологического анализа текста на тибетском язы-ке, полученных в ходе изучения тибетского языка в бакалавриате.

Курс тибетского языка предназначен для магистрантов профиля монголо-тибетской филологии, изучавших тибетский язык как основной восточный в течение четырех (трех) лет в бакалавриате.

Курс состоит из одного аспекта: классический тибетский язык и современный тибетский язык.

Задачи курса: обеспечить освоение таких аспектов владения тибетским языком, как:

  • чтение и литературный перевод текстов на классическом тибетском языке, принад-лежащих к тем жанрам тибетской литературы, с которыми студенты не могли ознакомится ранее (исторические, биографические, доктринальные, дидактические, ритуальные, философские, эпические, поэтические, комментарии, трактаты средневековых наук), а также текстам повышенной сложности, с учетом тематики магистерских диссертаций обучающихся;
  • структурно-типологический анализ текстов;
  • лексический, грамматический, стилистический анализ текстов;
  • филологический и идеологический анализ текстов, созданных в рамках различных идеологических систем (школы тибетского буддизма Ньингма, Кадампа, Сакьяпа, Кагьюпа, Гелугпа; религия бон; народная религия; эпико-мифологические тексты);
  • использование дополнительных материалов для лучшего понимания текстов, в том числе на тибетском языке (словари, справочники, каталоги, базы данных, в т. ч. электронные, интернет-ресурсы, комментарии, аудио, видеозаписи).

2. Введение в тибето-монгольскую филологию

Цель изучения дисциплины:

Курс предназначен для групп профиля «тибето-монгольская филология», изучающих тибетский и монгольский языки как основные восточные языки.

Цель — обучение студентов основам тибетской и монгольской филологии, формирование представления о главных проблемах тибетской и монгольской филологии, подготовка к восприятию других специальных дисциплин.

Задачи курса:

  • введение в изучение основных разделов тибетской и монгольской филологии (языкознание, теория словесности), более широкое и глубокое освоение которых обеспечивается последующими курсами, предусмотренными программой;
  • достаточное (прежде всего для понимания оригинальных текстов учебной программы) освещение материала и проблем сопредельных по отношению к филологии дисциплин (культурология, этнопсихология и др.), 
  • знакомство с научной литературой и историей тибетской и монгольской филологии, 
  • подготовка к самостоятельной работе с литературой и источниками.

 

 

Конференции

Наверх