Гузев Виктор Григорьевич

Гузев Виктор Григорьевич

Кафедра тюркской филологии - Доктор филологических наук, профессор

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Тел.: +7 (812) 328 77 32
Университетская наб, д. 11
Санкт-Петербург 199034

Дата и место рождения: 3 ноября 1939 г., гор. Воронеж.

Образование:

  • высшее, востоковед-филолог, в 1962 г. окончил кафедру тюркской филологии Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного униве6рситета;
  • в 1962-1965 гг. прошел курс аспирантуры под руководством акад. А. Н. Кононова. Тема кандидатской диссертации «Фонетика староанатолийско-тюркского языка (по материалам ленинградского списка „Сказания о Мелике Данышменде” )». Л., 1966, защита 19.11.1966 г.

Ученая степень, звание:

  • доктор филологических наук (24.07.1987); специальность 10.02.22 – Языки народов зарубежных стран Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии; диссертация: «Система тюркских словоизменительных категорий в функционально-семантическом аспекте (на материале староанатолийско-тюркского языка)», Ленинград, 1986. 421 стр. (20 п.л.).

Место работы, должность:

  • Восточный факультет Санкт-Петебургского государственного униве6рситета, заведующий кафедрой тюркской филологии (с 1988 до 2013 гг.), профессор (с 22.02.1990).

Научные интересы, преподавание:

  • проблематика фонологической интерпретации данных письменности староанатолийско-тюркских памятников;
  • теория тюркской грамматики;
  • древнетюркское руническое письмо в свете общей теории письма;
  • сравнительная грамматика тюркских языков;
  • история тюркологической науки.

Учебная и исследовательская деятельность:

На кафедре тюркской филологии СПбГУ преподает курсы:

  • Грамматика современного турецкого литературного языка;
  • Теоретическая грамматика турецкого языка;
  • Турецкая лингвистическая терминология (читается на турецком языке);
  • Сравнительная грамматика тюркских языков;
  • Староосманский язык;
  • Древнетюркская руника в свете общей теории письма;
  • Важнейшие строевые особенности агглютинативных языков (читается на кафедре общего языкознания Филологического факультета и как факультативный курс на Восточном факультете);
  • Основы функционального синтаксиса тюркских языков.

Осуществляет научное руководство работой аспирантами и проводит консультации с докторантами.

Читал курс теории тюркской грамматики в Ташкентском и Самаркандском государственных университетах (1988-1991), в Центральном институте усовершенствования учителей Узбекистана им. К. Д. Ушинского (1988), в Государственном педагогическом институте им. Низами (Ташкент, 1991), в Турецко-казахском университете им. Ахмада Ясеви (Казахстан, гор. Туркестан, 1992), выступал с докладами в Мраморноморском университете (Стамбул, 1995, 1996, 2007). С 1991 по 2007 участвовал в качестве докладчика на многочисленных конференциях и конгрессах в Москве (1998), Санкт-Петербурге (ежегодно), Чимкенте (1990), Гамбурге (1991), Лейпциге (1994), Анкаре (1996), Стамбуле (1999, 2000), в Ала Чаты (Турция, 2000).

Является почетным членом Турецкого лингвистического общества (с 20 октября 2000). Кавалер государственного ордена Турецкой Республики за заслуги перед тюркологической наукой и за воспитание научных кадров (орден вручен президентом Турции в Анкаре 20 октября 2008 г.).

Иностранные языки:

  • английский,
  • болгарский,
  • немецкий,
  • турецкий,
  • узбекский,
  • французский.

Научные публикации. Всего 140, в том числе:

  • Описание турецкого говора села Крепча Тырговиштенского округа в Болгарии // Балканско езикознание. Т. 5. Св. 2. София, 1962. С. 57–85.
  • Краткий обзор исследований по языку тюрков Малой Азии ХШ–ХVI вв.// Тюркологический сборник. М., 1973. С. 69–92.
  • (В соавторстве с Н. А. Дулиной, А. Н. Кононовым, Ю. А. Ли) Биобиблиографический словарь отечественных тюркологов. Дооктябрьский период. Под редакцией и с введением А. Н. Кононова. (АН СССР… Ин–т востоковедения). М., 1974. 342 с.; 2–е издание, переработанное, подготовил А. Н. Кононов (АН СССР… Ин–т востоковедения) М., 1989. 299 с.
  • (В соавторстве с Д. М. Насиловым)К интерпретации категории числа имен существительных в тюркских языках // Вопросы языкознания. 1975, № 3. С. 98–111.
  • Староосманский язык. (АН СССР. Ин–т востоковедения). М, 1979. 95 с. (Языки народов Азии и Африки).
  • (В соавторстве с Д. М. Насиловым) Словоизменительные категории в тюркских языках и понятие «грамматическая категория» // Советская тюркология. 1981. № 3. С. 22–35.
  • Очерки по теории тюркского словоизменения: Имя (на материале староанатолий-ско-тюркского. языка). ЛГУ, 1987. 144 с.
  • Очерки по теории тюркского словоизменения: Глагол (на материале староанатолий¬ско–тюркского языка). ЛГУ, 1990. 168 с.
  • (В соавторстве с Р. Г. Пиотровским, А. М. Щербаком) О создании машинного фонда тюркских языков // Советская тюркология. 1988. № 2. С. 92–101.
  • К вопросу о слоговом характере тюркского рунического письма // Вопросы языкознания. 1994, № 5. С. 67–72.
  • (В соавторстве с С. Г. Кляшторным.) The Turkic Runic Script: Is the Hypothesis of Its Indigenous Origin No More Viable ? // Rocznik Orientalistyczny. T. XLIX. Zeszyt 2. Warszawa, 1995. P. 83–92.
  • Основные положения концепции автохтонного происхождения тюркской руники // Востоковедение. Вып. 24. СПб., 2004. С. 24-33. То же по-турецки: Göktürk yazısının kendiliğinden doğma (otokton) menşei varsayımını esaslandıran deliller // Türk Dili Araştırmaları Yıllığı Belleten 2000. Ankara: Türk Tarih Kurumu Basım Evi, 2001. S. 211-220 (Тürk Dil Kurumu: 786).
  • (В соавторстве с О. Дениз-Йылмаз) Опыт построения понятийного аппарата теории турецкой грамматики. Учебное пособие на турецком языке. СПб,. 2004. 134 с.
  • (В соавторстве с О. Дениз-Йылмаз, Х.Махмудовым-Хаджоглу, Л. М. Ульмезовой) Туреций язык. Начальный курс. СПб, 2006. 250 с.
  • Опыт разработки теоретических основ описания тюркского функционального синтаксиса // Востоковедение / Отв. ред. В. Г. Гузев. СПб. Вып. 27, 2006. С. 40-63.

Читаемые курсы:

1. Староосманский язык

Цель курса: 1) сформировать у студентов комплексные знания о наиболее раннем периоде истории турецкого языка и общее представление об основных этапах этой истории; 2) ввести обучающихся в культурно-историческую, историко-лингвистическую и собственно лингвистическую проблематику исследования тюркоязычных анатолийских памятников XIII–XV вв.

Задачи курса: 1) сообщить обучающимся сведения о происхождении и о ранней истории тюрок Малой Азии, о культурной и языковой ситуации в Малой Азии XIII-XV вв., об истории анатолийско-тюркской письменности; 2) ознакомить аудиторию с состоянием изученности «староосманского» (точнее староанатолийско-тюркского) языка и с литературой вопроса; 3) раскрыть содержание ряда понятий и разъяснить принципы фонологической интерпретации данных древних письменностей вообще и арабографичных текстов в частности; 4) изложить обучающимся фактические сведения о состоянии письменности, фонологической, морфонологической, морфологической, синтаксической и лексической подсистем староанатолийско-тюркского языка; 5) провести сопоставление особенностей староанатолийско-тюркского и современного турецкого литературного языков, а также (по возможности) особенностей некоторых анатолийских и балканских турецких диалектов на предмет выявления возможности проследить в диахронии эволюцию отдельных языковых средств.

2. Сравнительная грамматика тюркских языков

Цель изучения дисциплины. Курс преследует цель расширить лингво- тюркологический кругозор студентов-тюркологов, сформировать у них представление об основных группах, на которые распадаются языки тюркской семьи, о «диагностических признаках» (А. М. Щербак) и о составе каждой из них, а также, по возможности о диахронических процессах, составлявших содержание их исторического дрейфа.

Задачи курса: познакомить студентов с основными достижениями тюркологического сравительно-исторического языкознания, представить основные направления отечественной и зарубежной тюркологии по вопросам сравнительной грамматики тюркских языков, заложить основы сравнительно-исторического метода в изучении тюркских языков, обеспечить систематические знания по грамматическим категориям собственно тюркских языков, с опорой на фактический материал современных и древних тюркских языков, показать важнейшие типологические особенности агглютинирующих языков в качестве, их место в структурной типологии языков мира, подготовить учащихся к возможной самостоятельной исследовательской деятельности в области тюркского сравительно-исторического языкознания.

3. Древнетюркская руническая письменность в свете теоретической фонологии и общей теории письма (происхождение, эволюция, внутренняя и внешняя форма).

Цель курса. Предложить учащимся цельную концепцию возможного пути возникновения орхоно-енисейской руноподобной письменности как наглядный пример того, что конкретная научная проблема поддается разработке, если исследователь опирается на современные достижения теории (в данном случае — теоретической фонологии и общей теории письма), а также на знания из области смежных наук (археологические и исторические сведения о древних тюрках в контексте древней и раннесредневековой истории Средней и Центральной Азии).

Задачи курса. Способствовать освоению учащимися основ фонологии и общей теории письма (грамматологии).

4. Функциональный синтаксис турецкого языка
Цель курса: сообщить студентам систематическое теоретическое истолкование состава и структуры синтаксической подсистемы современного турецкого литературного языка, его инвентарных и структурных единиц, выявить по возможности полно их состав, функциональное предназначение, их участие в обеспечении выполнения языком его главной — коммуникативной — функции.

Задачи курса: предложить истолкование состава и структуры синтаксиса турецкого языка с позиций цельной нетрадиционной концепции, претендующей на адекватное отражение речевых и моделирование его внутриязыковых единиц, для чего предполагается изложить необходимый понятийно-терминологический аппарат и соответствующие теоретические положения. Традиционные синтаксические понятия и концепции подвергаются критическому анализу в свете фактов турецкого языка, выявляется мера их приложимости к турецкому материалу, предлагаются пути их уточнения, доработки или существенного пересмотра.

Конференции

Наверх