Как люди создают и обучают нейросети? Какая разработка ученых СПбГУ превращает старые черно-белые фотографии в цветные? Насколько миниатюрным можно сделать глюкометр? Об этом и не только — в новом номере журнала «Санкт-Петербургский университет».

История нейросетевых технологий началась с создания искусственного нейрона. Его строение и принцип действия ученые позаимствовали у биологических нервных клеток. Спустя годы эта разработка привела к появлению полноценных нейросетей, которые сегодня способны диагностировать болезни, находить преступников, писать и иллюстрировать книги и выполнять многие другие задачи. Как они этому учатся, читайте в материале «Думать как человек».

В 1960-м году ученый Фрэнк Розенблатт впервые продемонстрировал миру применение нейросети на практике. Он представил нейрокомпьютер MARK-1 — машину, способную учиться и распознавать изображения, в том числе буквы. О том, как с тех пор развивались нейросетевые технологии, расскажет инфографика «Путь нейрона: от живого к искусственному».

Преобразовать старые черно-белые снимки в цветные сегодня могут не только художники, но и нейросети. Пока эта задачу искусственный интеллект решает под контролем человека. Но даже в таком формате процесс занимает меньше времени и проходит значительно легче. Если на детальное раскрашивание одного монохромного снимка художник может потратить целый месяц, то искусственный интеллект справляется с этим за один день. Ученые СПбГУ создали свою версию нейросети, способной делать черно-белые фото цветными. Подробнее о разработке — в статье «Добавить цвета!».

С 2020 года в СПбГУ существует Центр искусственного интеллекта и науки о данных. При его поддержке ученые Университета создают для отечественных и зарубежных компаний различные IT-системы. Например, комплексы для охраны заповедников и для предотвращения аварий на гидроэлектростанциях. Какие еще проекты в области индустриального искусственного интеллекта разрабатывают ученые и какую помощь в проведении исследований им оказывает центр, читайте в материале «В эпицентре искусственного разума».

Каждая четвертая женщина в декретном отпуске сталкивается с выгоранием. Мама с таким синдромом начинает быстро утомляться даже от простых дел, ощущает подавленность и безысходность, легко становится раздражительной и эмоционально отстраняется от окружающих, включая мужа. Из-за чего возникает и усугубляется это состояние и по каким еще признакам его можно заподозрить, в статье «Трудно быть мамой» рассказала Татьяна Игоревна Ильина, выпускница СПбГУ, психолог центра «Качество жизни».

Впервые глюкометры появились в 1970-х годах и были доступны только в больницах. С тех пор приборы для измерения уровня сахара в крови совершенствовались, стали компактными и доступными. Несмотря на это, ученые во всем мире продолжают искать способы сделать глюкометры еще более удобными. В этом направлении работают и исследователи СПбГУ. Недавно они придумали, как создать более миниатюрные аппараты. Какую инновационную технологию для этого предложили ученые, можно узнать из материала «Маленький, да эффективный».

В Центральной России на территории Дарвинского заповедника располагаются огромные природные кольца, происхождение которых до сих пор остается загадкой. Ученые СПбГУ несколько лет изучали эти образования и в результате выяснили, что кольца не могли появиться из-за столкновения небесных тел с Землей, вулканических процессов и деятельности человека. Что еще удалось узнать исследователям, читайте в статье «Круги на болотах».

Гостем нового номера журнала «Санкт-Петербургский университет» стала Елена Ивановна Казакова, заведующая кафедрой педагогики СПбГУ, директор Института педагогики Санкт-Петербургского университета. В интервью она рассказала о том, как влюбилась в математику и стала учителем, какие трудности у нее возникли с первыми учениками и почему важно не забывать про чувство юмора.

Также в этом выпуске читайте, как ученые СПбГУ расшифровали геном байкальской нерпы, при какой болезни крови людям противопоказан солнечный свет и как выпускники Университета создавали заповедники в начале XX века.

Материал также опубликован на сайте СПбГУ.