27-28 апреля в СПбГУ прошла IV международная конференция по арменоведению на тему «Великие армянские просветители Мкртич Хримян и Гевонд Алишан», приуроченная к двухсотлетию со дня их рождения. Один из просветителей – армянский религиозный общественный деятель, писатель, Патриарх армян Константинополя и Католикос всех армян отец Мкртич Хримян. Второй – почетный легионер, поэт, историк, ученый, этнолог, член Российского археологического общества отец Гевонд Алишан.

Организатором конференции выступила кандидат филологических наук, старший преподаватель СПбГУ Донара Мкртчян (кафедра Центральной Азии и Кавказа). Мероприятие затрагивало широкий круг тем, посвященных исследованиям армянской рукописной традиции, средневековой культуры Армении и русско-армянских культурных, научных, религиозных отношений.

Помимо коллег из Санкт-Петербурга, в конференции приняли участие докладчики из разных вузов России и Армении: Института литературы Национальной академии наук Республики Армения (НАН РА), Института искусств НАН РА, Института языка НАН РА, Института древних рукописей Матенадарана им. св. М. Маштоца (Армения), ЕГУ, Рос-АРМ., Славянского университета, Государственная академии кризисного управления МЧС (Армения), Горисского госуниверситета (Армения), Ванадзорского университета (Армения), ЕГПУ, Матенадарана Первопрестольного святого Эчмииадзина, Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», Института мировой литературы РАН, а также из Конгрегации Мхитаристов Венеции. Часть выступающих присутствовала на очном заседании, проходившем в СПбГУ. Всего в мероприятии, помимо слушателей, приняли участие около 40 человек.

В приветственной речи председатель конференции, доктор исторических наук, профессор, академик РАН, Генеральный директор Эрмитажа, декан Восточного факультета СПбГУ Михаил Борисович Пиотровский поблагодарил всех организаторов конференции. Он отметил важность события как необходимый этап сохранения петербургского кавказоведения и петербургской арменистики: «Бывало время, когда казалось, что она исчезнет, но сегодня мы гордо сохраняем память о Николае Яковлевиче Марре, Николае Григорьевиче Адонце, Иосифе Абгаровиче Орбели, Керопэ Петровиче Патканове, Карене Никитиче Юзбашяне».

С приветственными словами также выступили глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви архиепископ Езрас Нерсисян, профессор СПбГУ, заведующий кафедрой истории стран Ближнего Востока Николай Дьяков, директор ИВР РАН Ирина Попова, академик НАН РА, академик-секретарь Отделения арменоведения и общественных наук НАН РА Юрий Суварян, доктор филологических наук, директор Института литературы им. М.Абегяна НАН РА Вардан Деврикян, член Конгрегации Мхитаристов Венеции отец Ваган Оганян, доцент РГПУ имени А.И. Герцена Олег Муковский, председатель благотворительного фонда «Наше дело» А.А. Даниелян и другие.

После приветственных речей началась первая сессия пленарного заседания под руководством Юрия Суваряна. В этой части конференции обсуждались вопросы, связанные с исследованиями Киликийской Армении Гевондом Алишаном, его участие в Императорском русском археологическом обществе, некоторые сквозные темы в его произведениях: траурные элегии, американская лира и морфемы с названиями растений в произведении «Айрарат: Природный мир Армении». Католикос Мкртич Хримян также упоминался в первой части конференции – в особенности выбор его католикосом и роль в первой русской революции.

Руководителем второй сессии первого дня был Вардан Деврикян. Обсуждалось как творчество Алишана и Хримяна (тема странничества в поэзии Гевонда Алишана, описание Арцаха в томе Алишана, Хримян как поборник «армянского размера»), так и оценка их деятельности другими важнейшими людьми разных эпох: Исаакяна, Тимирчипашяна, Туманяна и Арпиряна.

В течение второго дня также были проведены две сессии: первой руководил Олег Муковский, вторую вела Донара Мкртчян. В ходе обсуждений были подняты различные темы: «Дипломатическая деятельность Мкртича Хримяна в Европе накануне проведения Берлинского конгресса», «Гевонд Алишан в оценке Акопа Ошакана», «Художественное оформление журналов “Арцви Васпуракани” и “Базмавеп” Мкртича Хримяна и Гевонда Алишана», «Демонологические персонажи в трудах отца Гевонда Алишана. Анатомия взаимоотношений язычества и христианства» и другие.

Вторая часть заседания была посвящена не менее интересным вопросам: «Связи Гевонда Алишана с Владимиром Васильевичем Стасовым», «Редактор и издатель Хримян», «Философское размышление и обдумывание в произведениях Гевонда Алишана», «Гевонд Алишан и английская литература», «Мифическое изображение родины в параллели Алишан-Абовян», «Мкртич Хримян и первая российская революция» и прочим.

В России интерес к Армении и армянскому народу издавна поддерживался особым географическим положением Армении, своеобразным менталитетом, культурой и христианством армянского народа. Исторические материалы об Армении Василия Потто, знаменитые труды целой плеяды историков-арменоведов из Лазаревского института, а позже и других историков оказывали сильное влияние на передовых представителей российского общества. Становление и развитие арменоведения в целом отвечало интересам и целям Российской империи, которая, начиная с Петровских времен, рассматривала Армению и армянский народ как опорную территорию на юге.

Конференция, посвященная Алишану и Хримяну, дала возможность рассмотреть одну и ту же проблему в рамках междисциплинарной целостности (историографии, литературоведения, культурологии, археологии, библеистики, востоковедения, рукописного искусства), обобщая повествование об Алишане и Хримяне.

Подобные международные конференции, участниками которых являются как уже признанные научные деятели, так и студенты высших учебных заведений, позволяют объединять и направлять деятельность по исследованию жизни важнейших деятелей культуры на совершенно новый уровень.

Мероприятие позволит оценить потенциал современных исследователей и наметить будущие проекты в сфере арменоведения. Конференция дала возможность более глубинного анализа таких дисциплин, как историография, литературоведение, искусствоведение, библеистика, археология, языкознание, религиоведение, рукописная культура и т.д., создавая новые партнерства и выявляя области, требующие поддержки.