Литература Среднего царства, кладбищенские жизнеописания и остраконы: в СПбГУ состоялись Египтологические чтения — 2023
В Университете прошли традиционные Петербургские египтологические чтения. В них приняли участие хранители египетских собраний в российских музеях, сотрудники институтов РАН и преподаватели вузов, где преподаются египтологические дисциплины.
В этом году Египтологические чтения были посвящены памяти египтологов — преподавателей ЛГУ/СПбГУ: столетию со дня рождения Николая Сергеевича Петровского и девяностолетию со дня рождения Игоря Владимировича Виноградова. На первом заседании доцент МГУ имени М. В. Ломоносова Ольга Томашевич и заведующий сектором Древнего Востока в отделе Востока Государственного Эрмитажа Андрей Большаков поделились воспоминаниями времен студенчества об известных ученых и преподавателях. После двухдневных заседаний и дискуссий, в последний день чтений, участники конференции посетили могилу «отца» отечественной школы истории Древнего Востока Бориса Тураева в Александро‑Невской лавре.
Литература и политика Среднего царства
Доклад заведующего сектором Древнего Востока Эрмитажа Андрея Олеговича Большакова был посвящен литературе Среднего царства, суть которой французский египтолог Жорж Познер определил как «царскую пропаганду» в своем сочинении Littérature et politique dans l’Egypte de la XII dynastie (1956), оказавшем огромное влияние на восприятие египетской литературы и культуры. По словам ученого, на нынешнем этапе осмысления египетской культуры формулировка Познера нуждается в уточнении.
Андрей Олегович проследил, как менялось отношение к понятию «пропаганда» в течение XX века, а также к датировке и анализу литературных памятников. По его словам, в конце прошлого века возникла абсурдная, по его мнению, идея анализировать литературу Среднего царства через призму литературоведения, однако она скоро показала свою несостоятельность: невозможно изучать древнюю литературу, построенную на своих собственных, архаичных принципах, современными методами литературоведческого анализа. «Интерес к устройству общества — это и есть политика. Познер был прав в том, что мы должны заниматься литературой и политикой, но мы не должны сводить политику к пропаганде, — заключил профессор Большаков. — Littérature et politique, вероятно, действительно является отдельным направлением исследований среднеегипетской литературы, но важно не делать перегибов в пропаганду».
«Родословная службы» вместо «родословной крови»
Профессор СПбГУ Аркадий Евгеньевич Демидчик (кафедра Древнего Востока) в своем выступлении попробовал ответить на вопрос: почему кладбищенские жизнеописания появились именно у древних египтян, а не у других народов, например шумеров? По его словам, недавно было выпущено два монументальных сборника, посвященных именно этому жанру, но ни один из авторов статей не задался этим вопросом. «На стадии поздней первобытности и ранней древности в племенах и небольших новых государствах наиважнейшими для человека обычно были связи кровного родства и соседской общины. Эти связи считали священными, нерушимыми, человек верил: пока существует клан, род, община, будет так или иначе поддерживаться его поминальный культ. Общинная солидарность обязывала поминать всех своих независимо от того, чем они запомнились», — отметил Аркадий Евгеньевич.
В этом смысле Древний Египет Старого царства радикально отличался от других обществ древности: это было единое территориальное государство, где всевластием пользовался монарх. В этих условиях, вероятно, значение родственных связей вытеснялось политико‑властными отношениями в обществе. Замена «родословия крови» «родословием службы» проявляется в скудной терминологии родства, отсутствии понятия кровной мести, зыбкости культа предков и даже погребении мужчин не в семейных захоронениях, а рядом со своим начальником или патроном. Кладбищенские жизнеописания, по словам Аркадия Евгеньевича, стали новым жанром текстов о служении покойного фараону и обществу, которые должны были побудить чужих людей уважать усопшего, сочувствовать ему почти как родственнику и не осквернять место захоронения.
Усиление значимости родственных связей на юге Древнего Египта в конечном счете привело к тому, что столица царства «переехала» из Мемфиса на юг, в Фивы, во время Первого переходного периода (период между Древним и Средним царствами). И именно кровнородственные отношения стали прочным фундаментом в условиях политической анархии и утраты государственности. «Значение даже неблизких родственных связей всегда сильно возрастает, если население не может ждать защиты и помощи от рухнувшего государства. Острая нужда в союзниках для самозащиты и выживания ведет к быстрому сплочению кровных родственников. Поэтому вполне закономерно, что в полуторавековую смуту Первого переходного периода родственные связи разрослись и, так сказать, обрели новое дыхание», — подчеркнул профессор Аркадий Демидчик.
Остраконы и 3D‑модели
Старший преподаватель СПбГУ Наталья Валентиновна Макеева (кафедра Древнего Востока) представила результаты исследования иератических остраконов коллекции Владимира Семеновича Голенищева, проведенного вместе с научным сотрудником ГМИИ имени А. С. Пушкина Евгенией Анохиной. Исследователи работали с остраконами (черепками глиняных сосудов) из фондов ГМИИ имени А. С. Пушкина.
Тексты на остраконах принято делить на литературные и нелитературные — административные. Первые, как считается, — это продукт обучения и творчества юных писцов, которые занимались тем, что копировали другие тексты на не очень ценном материале — остраконах. Поэтому эти тексты фрагментарны, содержат многочисленные ошибки, а потому сложны для перевода.
Старший преподаватель СПбГУ Наталья Валентиновна Макеева (кафедра Древнего Востока)
Благодаря применению специальных методов исследований — инфракрасного излучения и программы для работы с наскальными изображениями Dstretch — исследователям удалось выявить в коллекции и прочитать ранее неизвестные тексты. Среди них отрывки из литературных произведений, которые были популярны в Египте эпохи Нового царства (Поучение Хети, Гимн нильскому разливу и Поучение Аменемхета), а также тексты делового содержания, дополняющие картину повседневной жизни Египта этого периода.
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Максим Александрович Лебедев представил доклад о проблемах и перспективах современной цифровой эпиграфики. Он представил историю развития эпиграфики (дисциплины о древних надписях) и переноса этих изображений на другие носители, например на бумагу, пластик или в «цифру». Если сначала применялись методы эстампажа и калькирования (в 2016 году эти методы в Египте были полностью запрещены), а после появилась фотография, то последние 30 лет ознаменовались развитием цифровой эпиграфики. Максим Александрович рассказал, что сегодня ученые используют метод фотограмметрии, создавая 3D‑модели изучаемых объектов.
Тем не менее ошибки в эпиграфике, когда те или иные изображения переносятся или интерпретируются неверно, — достаточно частое явление. Максим Лебедев продемонстрировал примеры таких ошибок и представил решение этой проблемы путем создания верифицируемого описания памятника. Современные технологии позволяют совмещать в одном изображении‑«сэндвиче» нескольких слоев, полученных разными методами: ручной или цифровой прорисовки, фотографии, в том числе обработанной специальными плагинами, трехмерного моделирования.
Кроме того, ученый призвал своих коллег объединить усилия для создания новой эпиграфической экспедиции, поскольку в Египте очень быстро идет процесс разрушения памятников, многие из которых до сих пор остаются не описанными.
Материал также опубликован на сайте СПбГУ.
- Категория: Конференции
- Просмотров: 470