Гневное сердце разъяренного бога
Чем культура древней Месопотамии удивляет современного человека
Умершие цивилизации кажутся навсегда застывшими, но шумеры и аккадцы продолжают «писать» свои таблички, считает востоковед, профессор СПбГУ Владимир Емельянов. В январе он обнаружил клинописную табличку — возможно, с самым первым упоминанием о дне рождения человека. Пока статья об этом тексте XXIV века до нашей эры готовится к печати в «Вестнике СПбГУ», востоковед рассказывает, почему в древних мифах нет мистики, чем были замечательны древние шумеры и на какие вопросы о Междуречье до сих пор нет ответа.
— Чего мы еще не знаем о культуре древней Месопотамии?
— Если говорить о наиболее общих проблемах ассириологии, то их по-прежнему немало. В настоящее время найдены и раскопаны далеко не все города, упомянутые в клинописных текстах. Большие проблемы существуют до сих пор в области хронологии. Связаны они с датировкой событий III — начала II тысячелетия до н.э. Синхронистических таблиц этого времени нет, а вариантов хронологии три. Хронология ранней бронзы (длившейся до II тыс. до н.э.) определяется по нескольким астрономическим маркерам, указанным в клинописных текстах. Особое значение имеют наблюдения за гелиакическим восходом Венеры в эпоху вавилонского царя Аммицадуки, зафиксированные на табличке XVII века до н.э. В зависимости от интерпретации возможны три варианта соотнесения восьмого года правления Аммицадуки с юлианским календарем. Мы условно принимаем среднюю хронологию, согласно которой восьмой год Аммицадуки это 1639 год до н. э. Но возможны и альтернативные мнения, отстоящие от этой даты примерно на 64 года в разные стороны.
Особенность науки о Древнем Востоке по-прежнему заключается в том, что мы можем много сказать о жизни большой группы людей и очень мало — о жизни отдельного человека. Как только беремся изучать человека, оказывается, что все мы знаем недостаточно хорошо. Мы не знаем, сколько лет жили цари — известно только число лет их правления. Тем более нам неведом средний срок жизни простых людей древней Месопотамии. Судя по костякам, найденным на немногочисленных сохранившихся кладбищах, это 30–40 лет. У нас большие трудности при переводе некоторых царских имен, не говоря уже о переводе названий чиновничьих должностей. До нас не дошли подробные описания военных сражений. Мы ничего не знаем о поведении людей дома. Что они делали? Как принимали гостей? Переодевались ли в домашнее или ходили как на улице? Как жили в домах своих хозяев рабы, каков был режим их дня? Вроде бы простые вопросы, а ответов нет.
До нас не дошло ни одного изображения месопотамской семьи, то есть отца, матери и детей вместе. А ведь в Древнем Египте создавались десятки таких семейных портретов. Почему? Шумеры и вавилоняне не ценили семью? Трудно сказать. Но судя по тому, что родители могли продавать своих детей в рабство, пожалуй, семья не имела для них такой уж высокой ценности.
Что касается языка, то недостаточно изучен до сих пор шумерский синтаксис. Многие знаки шумерской клинописи пока не прочитаны точно. Мы не знаем, как они звучали и каково может быть их значение. И, разумеется, не решена основная проблема шумерологии — проблема генетической классификации шумерского языка. Все попытки найти его родственников пока безуспешны.
Нам кажется, что шумеры, вавилоняне и ассирийцы до сих пор продолжают писать.
Мы до сих пор не знаем всего корпуса клинописных текстов на шумерском и аккадском языках, потому что каждый год приносит новые находки. Во-первых, множество фрагментов табличек хранится в различных музеях мира и еще не издано. Во-вторых, таблички постоянно поступают к ученым из частных коллекций. В-третьих, раскопки в Ираке и Сирии ежегодно дарили десятки новых текстов. К сожалению, из-за войны они пока не ведутся. В поле работают черные копатели, и сотни ценнейших артефактов расходятся по неизвестным владельцам, минуя музеи. Поэтому нам кажется, что шумеры, вавилоняне и ассирийцы до сих пор продолжают писать. На сегодняшний день известно около миллиона глиняных табличек на множестве языков древнего Ближнего Востока — на семитских (аккадский, эблаитский, угаритский), индоевропейских (хеттский, лувийский, палайский, древнеперсидский), языках неизвестного происхождения (шумерский, эламский, хурритский, хаттский, урартский). Есть также таблички эллинистического времени, на которых аккадские слова записаны греческими буквами. На Месопотамию приходится чуть больше половины от всех известных клинописных табличек.
— Тогда что уже известно?
— Если говорить об истории, то мы вообще не можем сказать, что какие-то вопросы решены раз и навсегда. Можно поручиться только за парадигмы глагольных форм (и то не для всех эпох истории клинописных языков) и за хронологию I тысячелетия до нашей эры. Сегодня достоверно известен грамматический строй языков. Мы достаточно хорошо читаем вавилонскую и ассирийскую клинопись, знаем все варианты слогового и понятийного чтения знаков. Мы также знаем последовательность правления царей, социальную структуру городов, основные виды и жанры текстов, имена и функции богов, некоторые мифы и ритуалы.
За последние тридцать лет было опубликовано множество текстов нового, неизвестного ранее жанра. Это клинописные комментарии и пояснительные тексты. Они создавались при школах и комментировали как отдельные слова, так и целые фразы. Объяснялись и названия месяцев, и названия праздников. Часто давалось краткое описание ритуалов. Потом археологи стали находить медицинские предписания на разные месяцы года и личные гороскопы. Из них стало известно, например, что не рекомендовалось рожать ребенка в месяце нисане (март—апрель) и существовали специальные снадобья и заговоры, которые позволили бы доносить ребенка до следующего месяца, который считался благоприятным.
А почему нельзя в нисане рожать? Потому что этот мартовско-апрельский ребенок, как сказано в тексте, в будущем «размечет ногами дом своего отца». Он слишком агрессивен и не считается с традициями. А почему он таков? Ответ на этот вопрос следует искать уже в новогоднем ритуале нисана. На четвертый день этого месяца читается эпос о сотворении мира, герой которого — бог Мардук — уничтожает все старшее поколение богов, а самую старую богиню Тиамат расчленяет надвое и создает из ее частей новый мир. И составители комментария, сопровожденного текстом заговора и описанием ритуала, полагали, что любой ребенок, родившийся во время Мардука, заимствует его черты. Но теперь зададимся следующим вопросом: а почему так агрессивен Мардук в месяце нисане? И тут нужно обращаться уже к явлениям природы, характерным для Месопотамии в марте—апреле. В первую очередь, это половодье, которое изображалось в литературных текстах как гневное сердце разъяренного бога, сметающее все на своем пути. Родителям весеннего ребенка, называемого особым словом «Нисану» — «нисаненок», рекомендуется принести жертву богу реки и усмирить его. Тогда и ребенок будет тише.
Таким образом, ничего мистического в тексте об удержании родов нет. В нем проводится ассоциация от поведения природы в определенном месяце к поведению человека, родившегося в этом месяце. Эту клинописную премудрость мы только-только начинаем постигать. И нам помогают в этом не методы психологии, религиоведения или социологии, а традиционные для ассириологии методы филологического и источниковедческого изучения текстов.
Хотя нужно признать, что психология в последнее время резонирует с публикациями ассириологов. В ней появилось такое направление, как хронопсихология — психология времени, и две науки намерены встретиться при изучении общих проблем. Например, в биологии и психологии стали изучать влияние сезонов года на поведение и даже на срок жизни человека. А вавилоняне задумались об этом гораздо раньше.
— Что ученым удалось понять о сущности культуры древней Месопотамии?
— На территории нынешнего Ирака в эпоху бронзы и железа жили люди разного происхождения, говорившие на неродственных языках, называвшие себя одним народом, свободно решавшие свои дела на общинных собраниях, выбиравшие и снимавшие царей, легко изучавшие новые языки, открытые всем идеям и техническим новациям. Для них не существовало вопросов «крови и почвы», в их религии не было догматизма, они легко включали культы чужих богов в состав своих городских пантеонов. Они постоянно учились новому и не ограничивали своего восприятия традиционными установками. Больше всего на свете их интересовало развитие жизни как таковой во всех ее формах и проявлениях. Они старались во всем подражать природе, чтобы попасть в резонанс и тем самым задобрить ее силы. Их волновало соответствие коллективного поведения поведению природы в данный момент времени. Поэтому каждый день года был для них священным и сопровождался жертвами какому-либо явлению природы или чтимому герою. Можно сказать, что жители древней Месопотамии, будучи свободными социально и ментально, чувствовали большую психологическую зависимость от мира, существовавшего до появления первых людей. Интересно, что развитие их познаний не снимало, а только усугубляло эту зависимость.
Причиной упадка цивилизаций древнего Ирака стало отсутствие государственных границ и пограничных войск, отсталость хозяйственного уклада (речная цивилизация, земледелие-скотоводство в эпоху ремесла и морской торговли) и бесконечные войны с соседями, истощившие материальные и человеческие ресурсы.
— А какие представления о древней Месопотамии сегодня устарели?
— Устаревшей сегодня считается теория рабовладельческой формации стран Древнего мира. Повсеместно было обнаружено, что рабы не были основным производительным слоем населения и выполняли преимущественно надомную работу. А основная тяжесть хозяйства ложилась на плечи свободных общинников-земледельцев. Устарела также теория восточного деспотизма, согласно которой правители Древнего Востока обладали абсолютной, ничем не ограниченной властью. Исследования последних пятидесяти лет показали, что верховная власть контролировалась городской общиной и отдельными политическими группами (так называемыми партиями), ставленниками которых были многие цари.
Можно также сказать, что представления о царях-реформаторах древней Месопотамии, господствовавшие в науке с начала прошлого столетия, тоже постепенно ушли в область истории науки. Так называемые реформы с идеологической точки зрения оказались возвращением к прежним временам, когда социальное неравенство не было столь сильным. И задачей царей, которых ошибочно называли реформаторами, было обеспечение социальной справедливости под знаком соблюдения неких «исходных норм», установленных богами. Но на практике, конечно, осуществлялась новая политика, поскольку в истории никуда нельзя вернуться.
Кстати, от представления о древних культурах как о неизменных, подчиненных замкнутому циклу, наука отказалась еще до Второй мировой войны. История всех народов мира подчиняется законам физики. В частности, термодинамической «стреле времени», идущей всегда в одну сторону — только вперед. Не существует ни одного общества с полностью циклическим развитием, хотя историки постоянно находят в деталях исторического процесса повторяющиеся явления.
— В чем была уникальность шумерской культуры? Что в ней современному человеку может показаться странным или удивительным?
— На этот вопрос есть абсолютно точный ответ: уникальна, странна и непонятна гуманность шумеров. В их текстах не упоминаются человеческие жертвоприношения, смертные казни, культ крови, любые виды и формы насилия. Это очень странно на фоне всего, что демонстрировали культуры других народов Древнего мира. Можно также задуматься о странности постоянного обращения шумеров (а впоследствии и вавилонян) к небу и небесным светилам за решением любого насущного вопроса. Астрология вышла именно из древней Месопотамии.
Еще одной уникальной чертой шумеров было негативное отношение к посмертной жизни. Она казалась им в высшей степени непривлекательной. Настолько, что шумерский герой Гильгамеш был готов на любые подвиги, лишь бы никогда не умирать. Жители древней Месопотамии были по своему мировоззрению эмпириками и целиком полагались на жизненный опыт. Так вот, копая и вспахивая землю, они видели, что под землей темно, сыро и грязно. Вода там тухлая, еды нет никакой. Что же хорошего может ждать человека, если он ляжет в землю? А представлений о бессмертной душе у них не было.
— Какие вопросы касательно Месопотамии остаются нерешенными? Можно ли на них ответить при имеющемся массиве источников?
— Главное в нашей работе — уметь правильно задать предмету вопрос. Один и тот же источник может давать ответы на принципиально разные вопросы. Можно использовать хозяйственную табличку для прояснения вопросов о рационах работников храма, а можно изучать ее как источник по истории религии или по хронологии. Связано это с тем, что почти в любой хозяйственной табличке есть указания на месяц и праздник, по случаю которого выданы продукты, упомянуты имена богов, а в конце стоит год правления царя. Точно так же можно использовать литературный текст, чтобы изучить историю древнего города. Например, изучать собрание богов в вавилонском эпосе, чтобы понять, как было устроено в тот же период городское собрание.
Однако есть такие вопросы, на которые мы никогда не получим ответа, потому что наши источники не догадывались о значимости каких-то аспектов повседневной жизни. Они их пропускают. Есть также вопросы мировоззрения, которые мы задаем источникам в силу нашей современной философской образованности. Но источник не получил нашего образования, поэтому он молчит. Лучше всего задавать источнику детские вопросы. То есть самые простые, даже наивные вопросы. И чем древнее памятник, тем лучше он на них ответит.
Занимаясь текстами, в которых упомянут праздник богини Бау, связанный с миром мертвых, я случайно наткнулся на табличку с жертвами по случаю дня рождения дочери царя Лугаланды. И тогда я поставил прямой детский вопрос: справляли ли шумеры дни рождения людей? Задав поиск на определенные слова в сетевых базах данных, я получил исчерпывающий ответ: да, но только новорожденных, только при одном царе и только в одном городе. В следующий раз о днях рождения задумались уже в эпоху, современную греческому полису, когда вавилонские астрологи составляли гороскопы детей богатых родителей. А потом из вопроса о днях рождения возник вопрос по поводу обозначения возраста людей. И там все тоже оказалось нетривиально.
— Какие новые методы используются сейчас в изучении древних цивилизаций, которых не было у востоковедов раньше?
— Ассириология пользуется методами всех филологических и исторических наук, то есть методами лингвистики, текстологии и источниковедения. Если говорить о методах, которых не было раньше, то они связаны с появлением сетевых баз данных по клинописным текстам и клинописных сетевых словарей www.sumerian.org. Теперь мы можем задавать поиск по словам и словосочетаниям и получать относительно полную статистику по текстам всех эпох истории Месопотамии. Это позволяет обнаруживать общие формулы в текстах из разных музеев и делать выводы о принадлежности текстов к одной писцовой традиции или к одной исторической эпохе. Мы можем проследить по базам данных жизнь целых семей и династий, таблички которых раньше нужно было десятилетиями собирать в разных библиотеках и музейных собраниях.
— Какие наиболее известные открытия по истории Месопотамии произошли в последнее время?
— Если говорить об источниках, то это доступ к коллекции клинописных текстов норвежского миллиардера Мартина Скейена, содержащей несколько сот уникальных артефактов. Сегодня эта коллекция публикуется отдельными томами. В ней представлены тексты всех жанров, причем в хорошей сохранности. Можно также отметить находку библиотеки литературных текстов в городе Мари, библиотеку Сиппара, библиотеку Телль-Хаддада (в древности — Метуран). На территории Сирии были обнаружены очень старые клинописные тексты из города Телль-Бейдар (в древности — Набада). Если говорить об открытиях, то филологические открытия делаются каждый год, но тихо, буднично и повседневно. Открытия делаются и в области истории науки. Например, в истории астрономии. В прошлом году Матью Оссендрейвер опубликовал поздневавилонский текст, в котором при расчете перемещений Юпитера использован фактор времени и построена геометрическая фигура — трапеция, моделирующая процесс движения планеты. Это уникальное открытие, очень много дающее для понимания истории человеческого сознания.
— Отличается ли российская школа шумерологии от европейской и американской?
— Поскольку шумерология — это часть ассириологии, то будем говорить именно об ассириологических школах. У всех национальных школ единый метод. Мы одинаково читаем клинопись и одинаково знаем исторические факты. А вот предметы исследования могут быть разные. Для американцев характерны крупные достижения в области лексикографии. Весь ученый мир пользуется их словарями и изданиями шумеро-аккадских силлабариев. Европейской школы как таковой нет — есть школы разных стран Европы. Во Франции преобладает интерес к политической истории древней Месопотамии и Сирии. В Италии изучают лексику текстов на языке Эблы — города в Сирии, находившегося под культурным влиянием шумерских городов-государств. В Германии больше занимаются грамматикой. В Англии и Голландии любят сюжеты, связанные с религией, — ритуалы, заговоры, мифологию. Что касается России, то в прошлом веке у нас больше всего занимались положением рабов и социально-экономической историей. В этом нам равных не было. Хорошо были поставлены и лингвистические исследования. Изучение литературы, искусства и религии оставалось на периферии историко-лингвистических штудий, проводившихся узкими специалистами в области истории и культуры древней Месопотамии.
Сейчас ситуация изменилась. Ассириологией в России стали заниматься и специалисты по сравнительному семитскому языкознанию, и лингвисты дальнего родства, и историки ближневосточной периферии месопотамской культуры (то есть малоазиатских и сиро-палестинских городов), и даже историки астрономии. Теперь хорошо бы подтянуть исследования в области истории религии и мировоззрения, а также, например, изучение поэтики литературных текстов.
13 марта 2017 г.,Чердак: наука, технологии, будущее (chrdk.ru), автор - Евгения Щербина
Источник: http://chrdk.ru/sci/gnevnoe-serdtce-razyarennogo-boga
- Категория: СМИ о нас
- Просмотров: 5636