Есуна Дугарова окончила Санкт-Петербургский университет по специальности «Востоковедение» с красным дипломом, защитила докторскую диссертацию по азиатским исследованиям в Кембриджском университете и сегодня работает в Программе развития ООН в Нью-Йорке, где руководит исследованием и анализом вопросов гендерного равенства и устойчивого развития.

В интервью для сайта СПбГУ она рассказала о том, как обучение в Университете помогло ей в построении профессиональной карьеры, и дала советы тем, кто еще только задумывается о поиске первого места работы.

 

Какие компетенции необходимы для успешной карьеры по вашему направлению?

Я считаю, что залогом успешной карьеры является сочетание глубоких знаний в своей области, проницательное понимание межличностной динамики, а также внутренняя устойчивость. Прежде всего важно зарекомендовать себя как высококвалифицированный специалист, обладающий аналитическим складом ума и основательным пониманием специфики своего дела. В то же время необходимо уметь думать стратегически, не ограничиваясь только сиюминутными задачами, видеть ситуацию масштабно и предвидеть далекоидущие последствия принимаемых решений. Однако стоит иметь в виду, что для продвижения в карьере одних знаний недостаточно. Необходимо уметь применять навыки и знания в различных областях деятельности, принимая во внимание потребности всех заинтересованных лиц. Именно поэтому важно развивать навыки эффективного общения, что подразумевает способность строить доверительные отношения на основе солидарности и взаимного уважения. Немаловажное значение имеет гибкость ума и умение быстро приспосабливаться к новым условиям, выходить из зоны комфорта и идти на риск, особенно в крайне непростое время, как, например, сейчас. Более того, полноценный успех как на работе, так и в жизни зависит от эмоциональной устойчивости и способности эффективно справляться со стрессом и проявлять эмпатию по отношению к окружающим и к самим себе. Как показывает опыт пандемии коронавируса, такие качества, как сопереживание, забота друг о друге и осознанное отношение к жизни, важны как никогда. Я думаю, что именно эти качества лежат в основе новой формы аутентичного лидерства, где в приоритете должно стоять здоровье и благополучие человека, а не лишь результативность работы. И, наконец, чем выше вы поднимаетесь по карьерной лестнице, тем более значимым становится умение оставаться верными себе и своим ценностям.

 

Насколько обучение в СПбГУ готовит студентов к рынку труда? Что вам дало обучение в Университете?

Это зависит от предмета, способностей и знаний в своей сфере деятельности, личностных качеств, а также от экономической ситуации и потребностей рынка. Сейчас мы живем в эпоху цифровой революции, а это значит, что цифровые навыки в развитии бизнеса, разработки товаров и услуг или анализе данных являются особенно востребованными на рынке труда. Поэтому развитие этих навыков пригодится для работы в современных условиях высокой конкуренции. На мой взгляд, Университет закладывает солидный фундамент для развития личности и создает благоприятную среду для получения необходимых знаний и компетенций. Другой вопрос, насколько студенты могут применить в дальнейшем эти знания и навыки. Это уже зависит от их способности использовать свои знания на практике и умения проявлять себя на рынке труда.

Когда я окончила Университет по специальности «бирмановедение и китаеведение» и получила степень бакалавра, я могла применить свои знания в академической сфере (например, преподавать или заниматься переводами), в бизнесе (например, в торговых отношениях между Россией и Азией) или в международных отделах в сфере государственного управления. Однако я хотела продолжить обучение и получить более глубокие знания в своей области. Благодаря Университету и нашим преподавателям у меня было основательное понимание Мьянмы и Китая, что в свою очередь послужило ступенью на пути к получению докторской степени в Кембриджском университете. Знания этих ключевых развивающихся стран открыли мне дверь в сферу международного сотрудничества, что и стало моим конкурентным преимуществом при трудоустройстве в ООН.

 

У вас очень насыщенная профессиональная деятельность. Как вам удалось получить занимаемую должность?

Получив докторскую степень в Кембриджском университете, сначала я работала в Лондонской школе экономики и участвовала в проекте по изучению миграции высококвалифицированных специалистов из стран BRICS в Великобританию. Затем я перешла из академической сферы в область международного развития и начала работать в ООН, сначала в Женеве, а через несколько лет — в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Все эти вакансии были в открытом доступе, и я проходила жесткий конкурсный отбор, в котором наравне со мной принимали участие более тысячи кандидатов. Когда я переехала в Англию, у меня не было никаких связей. Я рассчитывала только на свои силы, активно искала возможности для применения знаний, создавала сеть контактов в разных сферах деятельности и развивала свой профессиональный бренд. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что упорный труд, настойчивость и железная сила воли обязательно вознаграждаются.

 

В чем заключается особенность вашей работы? Вам нравится то, что вы делаете? Какие у вас планы на ближайшее будущее?

В моей команде я руковожу анализом данных и исследованиями по политическим установкам, в том числе касаемо вопросов гендерного равенства, борьбы с бедностью, социальной защиты, изменения климата и цифровизации. Я отвечаю за разработку руководящих принципов и рекомендаций по реализации корпоративных стратегий для более чем 100 офисов Программы развития ООН по всему миру, а также занимаюсь подготовкой технических докладов и аналитических статей. Также в мои функции входит координирование деятельности комитета по гендерным вопросам Программы развития ООН, который является высшим институциональным органом, в состав которого входят глава ПРООН и помощники генерального секретаря ООН. Именно в рамках этого комитета принимаются ключевые решения организации.

Один из моих проектов, который был запущен недавно, нацелен на мониторинг государственной политики всех стран в ответ на пандемию коронавируса с точки зрения гендерного подхода (COVID-19 Global Gender Response Tracker). Я руковожу исследовательской и аналитической частью этого проекта и совместно с коллегами разработала методологию сбора и обработки данных.

По данным этого исследования на примере 206 стран и территорий мы заключили, что было введено более 2500 мер в области социальной защиты, рынка труда, фискальной политики и мер по защите женщин от насилия. Мы планируем расширить спектр анализа и включить вопросы изменения климата, цифровизации, бюджетной политики и участия женщин в политике.

Я получаю удовольствие тогда, когда вижу, что моя работа приносит пользу. В ближайшем будущем я планирую продолжать работать в ООН, развивать опыт, знания и навыки, при этом рассматривая новые интересные возможности для профессионального и личностного роста.

 

Сложно ли было адаптироваться в новых условиях, странах?

Нет, несложно. Если вы открыты новым возможностям, уважительно относитесь к окружающим, стараетесь понять культуру, традиции и ментальность принимающей страны, то, несомненно, они ответят вам взаимностью. Каждый раз, когда я посещаю новое место, будь то Лондон, Нью-Йорк, Мумбаи или Янгон, я понимаю, что у каждой страны есть уникальное культурное наследие, удивительная история и выдающиеся памятники культуры. Если ваше сознание открыто, то вы можете легче приспособиться к новым условиям. И, конечно, не забывайте о золотом правиле: улыбнитесь миру — и мир улыбнется вам.

 

Какие воспоминания у вас остались от учебы?

Я до сих пор помню мой первый день в СПбГУ. Этот опыт я описала в своей книге «Звезда кочевницы: в гармонии между Востоком и Западом». Мы с мамой только что приехали в Санкт-Петербург на поезде из Улан-Удэ. Мама была слегка утомлена после пятидневной дороги, а я находилась в предвкушении знакомства с городом и Университетом. Помню, как мы шли по длинному коридору на втором этаже восточного факультета, и я бежала как ребенок, прыгала от радости, восклицая: «Мама, ты чувствуешь ауру этих стен! Здесь такая атмосфера!» Мама лишь улыбалась в ответ. Вступительные экзамены начинались через несколько дней, и у меня не было никакой гарантии, что я поступлю, но я чувствовала особую энергию в этом воздухе, и это давало мне силы, мотивацию и непреодолимое желание учиться. Это ощущение энергетического заряда, жажда знаний и стремление обнять этот новый для меня мир не покидали меня на протяжении всех лет учебы в Университете.

 

Важно ли поддерживать связь с alma mater, преподавателями и однокурсниками после выпуска?

Да, сейчас это особенно ценно. Мы живем в мире, где все взаимосвязано и мы полагаемся друг на друга. Во времена кризиса такая взаимная поддержка и сообщество друзей, одногруппников и коллег становятся жизненно важной подушкой безопасности.

Для меня Санкт-Петербургский университет — это не только alma mater. Это продолжение интеллектуальной традиции бурят, которая глубоко укоренена в нашем культурном наследии. Многие из прославленных бурятских ученых и общественно-политических деятелей, как, например, Цыбен Жамцарано, Михаил Богданов, Элбек-Доржи Ринчино, Базар Барадийн и Гомбожаб Цыбиков, учились и преподавали в Университете до Октябрьской революции. Они оставили великое наследство для моего народа, и я горжусь тем, что являюсь частью этой традиции и продолжаю ее в XXI веке.

Я также поддерживаю связь с моими замечательными преподавателями и выдающимися учеными: Вадимом Борисовичем Касевичем и Рудольфом Алексеевичем Янсоном. Они не только заложили основу для интеллектуального развития и обогатили нас знаниями, но и являются примером доброты, великодушия и гуманности. Каждый раз, когда я приезжаю в Санкт-Петербург, я прихожу в Университет, чтобы встретиться с ними.

Мы периодически общаемся с моими одногруппниками и друзьями с других направлений. Радостно видеть, каких успехов они добились в жизни и в карьере. Многие со мной согласятся, что Университет сформировал нас как личности, дал нам не только образование, но и настоящих друзей на всю жизнь.

 

Какие инициативы, на ваш взгляд, должны развиваться в Университете?

Я считаю, что необходимо поддерживать связь между студентами и рынком труда, оказывать им поддержку в начале карьеры и помогать строить сеть профессиональных контактов. Для этого стоит развивать программы стажировок, практик и обучения на рабочем месте. Также нужно способствовать развитию различных навыков на профессиональных курсах, которые были бы бесплатными или льготными. Студентам, которые заинтересованы в науке, необходимо помогать с грантами для проведения научных исследований и участия в международных конференциях, где они бы могли учиться у своих коллег и обмениваться опытом. От таких инвестиций Университет бы только выиграл.

Ассоциация выпускников СПбГУ может объединить всех, кто учился в Университете, независимо от того, где они сейчас проживают. Можно проводить дискуссии на профессиональные темы, организовывать неофициальные встречи в формате «чашки кофе», создавать совместные инновационные проекты на основе уникального опыта выпускников и осуществлять инициативы, которые бы приносили пользу обществу и окружающей среде.

 

Можете ли вы дать советы молодым выпускникам в вопросах трудоустройства?

Проявляйте инициативность, не бойтесь рисковать и думайте позитивно. Расширяйте профессиональные и личные связи и открывайте новые горизонты, участвуя в интересных конференциях и мероприятиях, определяйте тех спикеров, к которым хотелось бы обратиться за советом или с вопросом о возможностях трудоустройства в их организациях, и при этом будьте готовы рассказать о том, какие знания, опыт и идеи вы можете предложить, пишите напрямую потенциальным работодателям. Будьте открытыми, креативными и гибкими: даже если ваша карьера начнется не с «работы мечты» и будет не столь высокооплачиваемой, она даст возможность получить новый опыт и расширить свои связи. Пробуйте и исследуйте возможности и держите руку на пульсе, чтобы знать, что происходит в других сферах деятельности. И главное, чем бы вы ни занимались, всегда будьте верны себе, доверяйте своему внутреннему голосу и никогда не сдавайтесь.