Институт имени Юнуса Эмре совместно с Центром исследований современной Турции и российско-турецких отношений СПбГУ провел онлайн-конференцию «Влияние пандемии COVID-19 на общественную жизнь». Темой мероприятия стали изменения в сферах туризма, культуры и образования, которые произошли в обеих странах в уходящем году. 

Открывая конференцию, директор Института Юнуса Эмре в Москве профессор Омер Озкан отметил, что пандемия коронавируса сегодня является центральным событием для всего мира. Он напомнил, что человечество не впервые сталкивается с бедствием подобного масштаба: каждая катастрофа не только наносила ущерб, но и позволяла людям учиться чему-то новому.

Посол Республики Турция в России Мехмет Самсар в своем обращении заметил, что пандемия оказала большое влияние на образовательную сферу. В связи с этим особое внимание дипломатические учреждения Турции уделяли поддержке турецких студентов, обучающихся за рубежом, подчеркнул господин Самсар.

Ректор Университета Гази (Анкара) профессор Муса Йылдыз также произнес приветственную речь, в которой рассказал об опыте перевода обучения в онлайн-формат и работе университетской клиники в условиях пандемии.

Аполлинария Аврутина рассказала о трех основных направлениях деятельности вуза в сегодняшних условиях. Во-первых, это реализация образовательных программ как с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в режиме реального времени, так и посредством заранее разработанных онлайн-курсов. Во-вторых, благодаря переходу многих научных мероприятий в онлайн-режим развитие исследовательских контактов стало более интенсивным, а необходимость в дорогостоящих и долгосрочных командировках практически полностью исчезла. И, наконец, третий вектор — это появление возможности защит диссертаций на соискание ученых степеней в дистанционном формате, в реализации чего Санкт-Петербургский университет стал пионером в России. «За время пандемии COVID-19 у нас прошло несколько защит кандидатских и докторских диссертаций, в то время как диссертационные советы по системе ВАК бездействовали, все защиты были отложены», — добавила руководитель Центра исследований современной Турции.

Пандемия COVID-19 нарушила планы не только делового и дипломатического, но академического сообщества. Одновременно с этим пандемия породила совершенного новые формы культурного взаимодействия и новые образовательные процессы, которые до сих пор либо не применялись, либо не существовали. Наверное, до 2020 года многие из нас даже не были знакомы с такими программами, как, например, Zoom, а сегодня практически все мы «живем» в ней, активно пользуемся такими инструментами ежедневно.

Директор Центра исследований современной Турции и российско-турецких отношений СПбГУ доктор филологических наук Аполлинария Аврутина

О культурном измерении последствий пандемии рассказал директор Музея Набокова, доцент СПбГУ Андрей Аствацатуров. «До пандемии мы работали в обычном режиме. У нас были традиционные направления деятельности — учет и хранение музейных единиц, выставочная деятельность и экскурсии. До 15 % посетителей у нас были иностранцы, которые посещали Санкт-Петербург. Кроме того, наш музей был площадкой для практики студентов, обучающихся музейному делу в Университете. Также мы занимались просветительской деятельностью», —отметил Андрей Аствацатуров. 13 марта 2020 года музей был полностью закрыт для посещения в связи с выполнением рекомендаций Роспотребнадзора, и перед коллективом Музея Набокова, как и перед всеми представителями музейного сообщества, возникли новые вызовы, поделился докладчик.

Мы начали деятельность в нескольких направлениях. Создали Виртуальный тур по музею на русском и английском языке. Начали сотрудничать с разными онлайн-платформами и на их базе начали проводить виртуальные выставки. Среди таких платформ — izi.TRAVEL, коллекция «КАМИС», национальный проект «Культура». Кроме этого, мы активизировали работу в наших социальных сетях — «ВКонтакте»,TikTok и другие. Мы стали регулярно публиковать материалы как о нашей музейной коллекции, так и о жизни и творчестве Владимира Набокова. Количество просмотров в интернете у нас выросло многократно.

Директор Музея Набокова, доцент СПбГУ Андрей Аствацатуров

Особую важность во время пандемии приобрела организация онлайн-лекций по целому ряду тематик: о творчестве Владимира Набокова, по русской литературе Серебряного века, истории и искусствоведению. Директор Музея Набокова обратил внимание на то, что если в среднем аудитория просветительских мероприятий — лекций, конференций, круглых столов — до пандемии, в 2019 году, составляла 30–60 человек, то переход в онлайн увеличил ее не в десятки, а в сотни раз. Например, лекцию доцента СПбГУ Нины Щербак о романе «Ада» посмотрели 12 тысяч раз, выступление старшего преподавателя Жамилы Двинятиной «Набоков и кино» собрало 15 тысяч зрителей, лекцию Андрея Аствацатурова, посвященную Генри Миллеру, посмотрели 30 тысяч раз, а трансляцию «Набоков и Орхан Памук», которую провела Аполлинария Аврутина, — 33 тысячи раз!

Андрей Аствацатуров упомянул и о географии аудитории социальных сетей музея: наибольшее число иностранных подписчиков приходится на Германию, США, Францию, Китай, Турцию и страны СНГ. «В основном это русскоязычная аудитория. На данный момент мы думаем, как сделать наш музей интересным тем, кто не говорит по-русски», — поделился он планами.

В конференции также приняли участие руководитель Всемирного турецкого делового совета Али Галип Савашир, сопредседатель Некоммерческого партнерства русских и турецких предпринимателей Сабахаттин Йавуз, партнер Центра стратегического консалтинга, член международной комиссии Российского союза туриндустрии, эксперт Ростуризма Наталия Белякова и заведующий кафедрой международного предпринимательства Университета Союза торговых палат и товарных бирж Турции Хаккы Арда Токат.