Как включить в подготовку будущих специалистов разные области знания, не превысив при этом существующие нормативы? Этот вопрос подняла директор Института когнитивных исследований СПбГУ член-корреспондент Российской академии образования Татьяна Черниговская на круглом столе «Цифровизация в гуманитарном образовании», который состоялся онлайн в Общественной палате Российской Федерации.

Профессор СПбГУ отметила, что XXI веке мир стал другим не столько в связи с использованием технических средств общения и дистанционного формата преподавания, с которыми общество столкнулось за последний год в связи с пандемией, они лишь подчеркнули происходящую трансформацию. «Цивилизация как бы пошла по другой дороге: разделение наук по цехам осталось в XX, если не сказать в XIX веке. Факт формирования таких смежных областей знания, как биофизика, физикохимия или генная инженерия очевиден, как и необходимость трансформации классификации номенклатуры специальностей, ― отметила Татьяна Черниговская. ― Другой вопрос в том, что то, как она проходит, вызывает у нас чувство неудовлетворенности».

Татьяна Владимировна рассказала, что в область нейролингвистики и когнитивной науки, еще недавно считавшихся экзотическими, на равных правах входят лингвистика, когнитивная психология, нейронауки, речевые технологии, наука об искусственном интеллекте, а также философия, помогающая правильно поставить вопросы и интерпретировать ответы.

«Языком занимается много разных специалистов — столько же, сколько его аспектов, если игнорировать один из них — например, тот, в котором мы работаем с коллегами, то наука о мозге просто будет развиваться неправильно. Люди, которые, условно говоря, "все знают про мозг", не могут не знать, что такое фонема и морфема, что такое человеческий язык и в чем заключается его отличие от других коммуникационных систем, которыми пользуются все живые существа.»

Директор Института когнитивных исследований СПбГУ Татьяна Черниговская

По словам Татьяны Владимировны, без взаимопроникновения разных областей знания сегодня обойтись невозможно: знание лингвистики необходимо специалистам в области распознавания и синтеза речи, которая представляет один из аспектов науки об искусственном интеллекте, кроме того, минимальная лингвистическая осведомленность речевых терапевтов или логопедов повышает вероятность совершения прямых ошибок не только в научной, но, что намного опаснее, практической деятельности. Даже школьным учителям необходимо знать о психологии детей больше, чем они узнают во время своего обучения.

«Необходимость привлечения разных областей знания в подготовку специалистов, формально называющихся лингвистами, историками, биологами или психологами, назрела очень давно. Что с этим делать — вопрос не тривиальный, поскольку существуют нормативы часов, которые мы не можем увеличивать. Это значит, что перед нами встает необходимость отсева, отбора специальностей, ― сказала Татьяна Черниговская, подводя итоги. ― Мы должны придумать алгоритм, который позволит найти выход из этой ситуации».