В Санкт-Петербурге прошел Российско-китайский международный образовательный форум, который собрал китаистов и руководителей вузов России и Китая, чтобы выработать новые модели образовательного сотрудничества в послепандемийный период.

В мероприятии принял участие первый заместитель декана Восточного факультета СПбГУ доцент Алексей Родионов. По его мнению, в обеих странах началась суверенизация (фактически – девестернизация образования и науки), во время которой происходит отказ от ориентации на западные рейтинги и системы цитирования, а также от внедрения английского языка в академической сфере. «Этот пагубный, с моей точки зрения, процесс поставлен на паузу, – отмечает Алексей Родионов. – Однако суверенизацию образования и науки ни в коей степени нельзя воспринимать как изоляционизм. Скорее наоборот. Это движение к многополярности и расширение векторов международного сотрудничества. И российско-китайский вектор становится одним из главных и ведущим».

В качестве примера успешного сотрудничества Алексей Родионов привел тот факт, что из Китая приезжает в Россию все большее количество студентов, а КНР в свою очередь стал главной точкой назначения для российских студентов. «Каждый четвертый россиянин, который поехал учиться за рубеж, отправляется в Китай, – подчеркнул Алексей Родионов, – на втором месте Германия. Это говорит о росте влияния авторитета китайского образования и науки и о росте поддержки китайского правительства по привлечению иностранных студентов в свои вузы». 

Также Алексей Родионов рассказал об успехах СПбГУ в области российско-китайского сотрудничества. Количество китайских студентов в СПбГУ за последние десять лет выросло с 500 до 2000 обучающихся, расширилось в 15 раз количество образовательных программ, выбираемых абитуриентами из КНР. «Ранее китайские студенты выбирали преимущественно программы в области искусства, филологии и лингвистики, а сейчас – это также программы в области математики, менеджмента, экономики, биологии». 

По словам директора Китайско-Русской исследовательской ассоциации экспертов по развитию культуры и искусства Чжан Чухана, во время нестабильности во всем мире надо опираться на то, что незыблемо. «Образование – это основа развития и процветания любого общества, – заявил спикер, – и одно из важнейших направлений сотрудничества наших стран».

По словам директора Института международного обмена Ганьсуского университета политических наук и права Ци Тяньли, между университетами РФ и КНР было заключено до пандемии и во время нее много договоров о сотрудничестве. «Думаю, сейчас самое благоприятное время реализовать эти соглашения», – призвал Ци Тяньли.

Вузы КНР на форуме представляли эксперты Ганьсуского университета политических наук и права, Цзилиньского университета искусств, Харбинского педагогического университета, Сианьского международного университета, Северного университета Китая, Наньянского сельскохозяйственного профессионального института, Шэньсийского политехнического института, Пуянского медицинского колледжа, Лоянского института науки и технологий, а также Гуйчжоуского университета Миньцзу. С российской стороны в работе форума приняли участие представители РГПУ им. А. И. Герцена, СПбПУ Петра Великого, Северо-Западного института управления РАНХиГС, Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусорского, ПГУПС, СПбГУПТД, Петрозаводского государственного университета, Российского государственного социального университета.

В работе форума приняли участие директор Центра дополнительных образовательных программ по направлению русский язык как иностранный Ольга Попова и специалист по учебно-методической работе Наталия Киселева. Центр дополнительных образовательных программ по направлению русский язык как иностранный СПбГУ и Китайско-русская исследовательская ассоциация экспертов по развитию культуры и искусства связаны добрыми партнерскими отношениями.

Участники поделились своим опытом реализации совместных образовательных проектов, рассказали об успешных моделях реализации образовательных программ, проанализировали риски и возможности развития партнерства.

Продолжением форума станут планирующиеся к проведению в марте-апреле рабочие встречи – круглые столы, на которых планируется обсудить двухстороннее межвузовское сотрудничество, взаимодействие между учебными заведениями в области искусства и научный обмен, а также офшор-образование – создание совместной инфраструктуры для студентов и преподавателей разных вузов.