В Санкт-Петербургском университете состоялась VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Бигиевские чтения». Тема конференции этого года — «Исламское наследие России: возрождение и переосмысление».

Мероприятие было приурочено к празднованию 1100-летия принятия ислама народами Волжской Булгарии. Организаторами Бигиевских чтений выступили Духовное управление мусульман РФ, СПбГУ и Московский исламский институт при поддержке Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, издательского дома «Медина» и благотворительного фонда «Сафмар».

Приветственное слово председателя Духовного управления мусульман РФ, муфтия шейха Равиля Гайнутдина передал его полномочный представитель в СЗФО Дамир Хусаинов.

Сегодняшняя конференция, посвященная наследию отечественной исламской мысли, проходит в стенах одного из старейших ведущих классических университетов России — Санкт-Петербургского государственного университета. В свое время именно петербургская востоковедная школа дала миру плеяду выдающихся ученых, многие из них, как известно, имели мусульманские корни, и их имена навеки вписаны золотыми буквами в историю Петербургского университета.

Председатель Духовного управления мусульман РФ, муфтий шейх Равиль Гайнутдин

«Среди них можно упомянуть, к примеру, шейха Мухаммада ат-Тантави и Хусаина Фаизханова, чьи труды пополнили сокровищницу исторического, философского, филологического и богословского знания в нашей стране», — отметил Равиль Гайнутдин. Муфтий напомнил, что одним из направлений многолетнего сотрудничества между ДУМ РФ и СПбГУ является изучение, сохранение и популяризация наследия отечественной исламской мысли: в число этих проектов входит книжная серия «Исламская мысль в России: возрождение и переосмысление» и ее часть «Наследие Мусы Бигиева». Лидер российских мусульман выразил благодарность коллективу авторов за продуктивную работу.

О ценности исламской культуры народов России напомнил и декан восточного факультета СПбГУ, генеральный директор Государственного Эрмитажа академик Михаил Пиотровский. «Это замечательная традиция, она очень важна для того, чтобы сохранять память об этом удивительном человеке, и для того, чтобы еще раз обсудить вопросы российского исламского культурного наследия», — подчеркнул Михаил Борисович, говоря о Бигиевских чтениях. Он также добавил, что в 2022 году 15-летие празднует издательский дом «Медина», продолжающий лучшие просветительские традиции мусульманства России.

Первый заместитель председателя ДУМ РФ, руководитель Центра исламских исследований СПбГУ доктор теологии, профессор Дамир Мухетдинов поблагодарил муфтия Равиля Гайнутдина и ректора СПбГУ члена-корреспондента РАН Николая Кропачева за поддержку усилий по развитию исламской теологии как научной области.

С 2004 года по просьбе духовных глав мусульман со стороны президента России была поддержана программа, которая стартовала сначала в стенах Московского исламского института, а затем и в Санкт-Петербургском государственном университете.

Первый заместитель председателя ДУМ РФ, руководитель Центра исламских исследований СПбГУ доктор теологии, профессор Дамир Мухетдинов

«Мы смогли вывести на новый качественный уровень и востоковедение, и исламоведение, а также придать импульс развитию теологии», — сказал он. Профессор Дамир Мухетдинов также обратил внимание на то, что Муса Джаруллах Бигиев гораздо известнее за рубежом, нежели на родине. В то время как в России проблематике его работ было посвящено всего лишь две диссертации, в Турции было защищено порядка 20 диссертаций по этой теме, а одна — в Колумбийском университете (США).

О том, что 2022 год объявлен Годом сохранения культурного наследия в России, напомнила директор Института восточных рукописей РАН член-корреспондент РАН Ирина Попова, сообщив, что к наследию относятся и памятники искусства, музейные коллекции, рукописи и даже идеи. «Мы живем в очень непростое время, когда наша российская цивилизация демонстрирует колоссальный запас прочности. Этому содействует еще один очень важный элемент культурного наследия — это человеческие ценности и человеческие отношения», — добавила она.

Заведующий Центром арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий Кузнецов также подчеркнул важность просветительской работы и возрождения идейного наследия исламских мыслителей России. Сочетание рациональности и приверженности своим принципам в творчестве не только Мусы Бигиева, но и других мусульманских модернистов и неомодернистов, по его словам, может помочь в процессе глобальных общественных и политических трансформаций, которые происходят сегодня.

Директор Института истории СПбГУ профессор Абдулла Даудов в приветственном обращении подчеркнул, что Россия формировалась как многонациональное государство. Он напомнил, что почти 20 % населения нашей страны составляет мусульманское сообщество, представители которого внесли огромный вклад в развитие страны. «Наш город, Санкт-Петербург, также формировался как многонациональный, — обратил внимание Абдулла Хамидович. — Не исключение и наш университет».

Муса Бигиев и «просвещенный ислам»

В своем пленарном докладе профессор Дамир Мухетдинов рассказал о серии «Наследие Мусы Бигиева», семь книг которой сегодня уже вышли в свет (две из них — «Мускират: проблема опьяняющих напитков с точки зрения исламского шариата», «Основы шариата» — были презентованы в рамках чтений), три находятся на этапе предпечатной подготовки. Всего же в собрании планируется выпустить 50 трудов, что станет первой публикацией наиболее полной коллекции сочинений татарского мыслителя. «Формируется новое поколение молодых специалистов, которым до 30 лет или чуть больше, которые работают именно с первоисточниками, — поделился директор Центра исламских исследований. — Новое поколение, которое формируется здесь в рамках бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, — это будущее российского мусульманства, это будущие интеллектуалы, которые будут трудиться в разных регионах нашей страны». Дамир Ваисович подчеркнул, что сегодня, в XXI веке, крайне важно транслировать принципы и ценности именно «просвещенного ислама», свободного от идей радикализма и насилия.

Доклад о роли личности Абд ал-Хамида Бен Бадиса в реформаторском движении в новой истории Магриба представил заведующий кафедрой истории стран Ближнего Востока СПбГУ почетный профессор Николай Дьяков. В Алжире, с 1830 годов ставшем плацдармом для французского колониального владычества в Северной Африке, остро проявились проблемы взаимодействия правительства с мусульманским населением.

Все 13 десятилетий французского колониального присутствия в Алжире были связаны с идеей необходимости сохранения исламского наследия, исламской уммы как таковой. Но надо сказать, что французские власти сделали немало и для того, чтобы размежевать мусульманское сообщество Алжира, а впоследствии и всего Магриба.

Заведующий кафедрой истории стран Ближнего Востока СПбГУ почетный профессор Николай Дьяков

Ответом на политику «официального ислама» стало создание шейхом Бен Бадисом Ассоциации алжирских улемов-реформаторов в городе Константина. Фигура шейха станет одной из ключевых в процессе политического освобождения Алжира и обновленческом движении в исламе, а сегодня образ реформатора Бен Бадиса снова возвращается в алжирскую повестку.

Доктор теологии профессор Анкарского университета Мараш Ибрагим представил обзор работ турецких ученых, посвященных трудам Мусы Бигиева, рассказал о жизни татарского мыслителя, а также обозначил необходимость дальнейшего исследования его идейного наследия, имеющего большое значение для современной исламской мысли. Эту тему продолжила директор Центра исследований современной Турции и российско-турецких отношений СПбГУ профессор Аполлинария Аврутина. Будучи редактором серии, посвященной Бигиеву, она обнаружила, что наследие мыслителя, долгие годы жившего и работавшего в России, в нашей стране изучено гораздо меньше, чем в Турции. В своем выступлении Аполлинария Сергеевна представила позиции идейных последователей Мусы Бигиева в Турции, а также рассказала о его критиках, самым видным из которых, по мнению ученого, был шейх-уль-ислам Мустафа Сабри. Впрочем, и он признает глубокие знания и искреннюю веру татарского философа, подчеркнула профессор Аврутина.

Руководитель Центра изучения наследия Мусы Бигиева, старший научный сотрудник отдела истории общественной мысли и исламоведения Института истории имени Марджани Академии наук Республики Татарстан Айдар Хайрутдинов рассказал о работе Мусы Бигиева «Правила фикха».

Священное Писание, фольклор и фетвотворчество

Полифония языка Корана стала предметом выступления заведующего кафедрой арабской филологии СПбГУ, заместителя руководителя научной лаборатории по анализу и моделированию социальных процессов Университета почетного профессора Олега Редькина. По его словам, феномен Корана вышел далеко за рамки религии и приобрел общекультурное значение.

Язык Священного Писания, обладая многоуровневой структурой различных ритмик, рифм, интонаций и семантик, позволяет не только обычному читателю, но специалисту, в том числе и переводчику, каждый раз по-новому раскрывать смысловые и образные грани текста.

Олег Иванович напомнил слова профессора Мухетдинова о соотношении перевода и оригинала и важности работы именно с первоисточниками, добавив, что современники критиковали Мусу Бигиева за попытку перевести Коран. «Такое многогранное, уникальное явление, как Коран, каждый раз мы открываем для себя заново. И он, как феномен, принадлежащий всему человечеству, будет изучаться всегда», — подытожил профессор Олег Редькин.

Совместный доклад о религиозном и фольклором наследии российских исламских народов в аудиоформате представили руководитель научного направления Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН, директор Музея исламской культуры Ефим Резван и старший научный сотрудник отдела Кавказа Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН Макка Албогачиева. «Мы все занимались в архивах, собирали рукописные материалы, для нас это очень важные источники. И именно эти материалы достаточно хорошо освоены исследователями», — сказала Макка Албогачиева, сообщив, что ученых, которые специализировались бы на аудио- и видеозаписях, хранящихся в фондохранилищах страны и мира, очень мало. Докладчики поделились информацией о том, как проходит работа по поиску и сбору аудиозаписей народного творчества и религиозного характера в архивах России и других стран, с какими проблемами сталкивается исследовательский коллектив и каких результатов предстоит достичь.

Доклад на тему «Роль и программные требования мусульманских улемов Волго-Уральского региона на мусульманских губернских съездах 1917 года» представил профессор Казанского филиала Российского государственного университета правосудия Айдар Хабутдинов. О фетвотворчестве в современных реалиях и исповедании веры в рамках шариата рассказал председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области Дамир Хусаинов.

Профессор Михаил Суворов (кафедра арабской филологии) выступил на тему «Проблемы и перспективы сотрудничества духовных и светских вузов в подготовке специалистов в области ислама». Выпускница СПбГУ, руководитель аппарата Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области Наталья Тамбиева представила доклад «Актуальные вопросы хиджаба в работах К. Амина, Т. Ал-Хаддада и М. Бигиева». Старший преподаватель СПбГУ Энеш Ахматшина (кафедра арабской филологии) и Наталья Тамбиева стали модераторами круглого стола «Молодые голоса в исламоведении». На круглом столе с докладами выступили наши аспирант Мухамед Кадеев и магистранты Сарра Сатучина, Фянис Хамидуллин и Иван Лученков. Также на нем доклады представили учащиеся МГУ имени Ломоносова, Кабардино-Балкарский научный центр РАН и ЕУ СПб.

Участие в чтениях приняли представители Духовного управления мусульман и ведущие ученые из вузов и научных учреждений России и Турции: СПбГУ, МИИ, РГГУ, КФУ, НИУ ВШЭ, РГУП, БашГПУ, Эрмитажа, Кунсткамеры, Института восточных рукописей РАН, Института востоковедения РАН, Института всеобщей истории РАН, Института истории имени Марджани Республики Татарстан, РАО, а также Анкарского университета, Университета искусств имени Мимара Синана.

 

Материал опубликован на сайте СПбГУ.

Подробнее: