В Санкт-Петербургском государственном университете начал работу семинар «Перспективы развития исламского образования», который проходит в рамках подготовки отечественных специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама.

Профессор СПбГУ, заведующий кафедрой арабской филологии Олег Иванович Редькин обратил внимание участников на то, что мероприятие проходит в уникальном месте, в центре Санкт-Петербурга, где сосредоточены ведущие академические учреждения: СПбГУ, основанный одновременно с Академией наук России, Кунсткамера, Государственный Эрмитаж, Институт восточных рукописей.

«Мы все заняты очень важным делом – обучаем новое поколение, – обратился к участникам Олег Редькин. – И наша цель – воспитание не просто высококвалифицированных специалистов, но и людей с активной жизненной и нравственной позицией, которые продолжат наше дело и те идеи, которые мы с вами в них заложили».

Перед участниками семинара выступили ведущие петербургские арабисты и исламоведы.  Так, почетный профессор СПбГУ, заведующий кафедрой истории стран Ближнего Востока Николай Николаевич Дьяков рассказал об истории возникновения и развития исламской образовательной традиции и учебных центров. Эксперт СПбГУ обратил внимание, что школы открывались, как правило, на базе библиотек, открытых для всех верующих мусульман и сохраняющих сильную книжную традицию для всего исламского мира.

На примере учебных центров в Кордове и в Иране Николай Дьяков рассказал об истории, функциях и традициях, сложившихся в высших учебных заведениях арабского мира. Подробнее спикер остановился на опыте школ, возникших и до сих пор существующих на территории мусульманского Магриба, Западной Африки – исламских университетов Аль-Карауин и Аль-Зейтун в Тунисе.

«Основной задачей ученых Магриба было показать, что и на западе арабского мира, несмотря на все существовавшие предубеждения, есть свои центры образования, свои достойные исследователи», – подчеркнул Николай Дьяков.  Благодаря активной и успешной деятельности мусульманских ученых арабский язык стал лингва франка на территории от Атлантического до Индийского океанов еще до распространения латыни, были сохранены и приумножены знания античного мира. 

«Образовательные центры возникают там, где уже есть некая научная традиция и где уже наблюдалось благотворное взаимопроникновение цивилизаций, как, например, в Багдаде, – обратил внимание участников Олег Редькин. – По форме и духу это было религиозное образование, а по сути это пример межнационального культурного общения».

В рамках семинара профессор СПбГУ Михаил Николаевич Суворов обсудил предварительные итоги и перспективы в сфере издания учебных пособий для подготовки российских специалистов по истории и культуре ислама. Директор Петербургского музея исламской культуры, руководитель научного направления Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, преподаватель СПбГУ Ефим Анатольевич Резван выступил на тему «Актуальные направления современной коранистики». Профессор СПбГУ Олег Редькин отдельно остановился на перспективах преподавания арабского языка как основного языка ислама.

Семинар продолжился на площадке Государственного Эрмитажа, где декан Восточного факультета СПбГУ, директор Эрмитажа, академик РАН Михаил Борисович Пиотровский рассказал о коллекциях и исследованиях, посвященных искусству ислама в России. Там же состоялся круглый стол «Перспективы развития исламского образования», а участники семинара посетили исламские экспозиции Государственного Эрмитажа, в том числе обновленную экспозицию «Искусство Ирана».

«В рамках данной коллекции представлены совершенно удивительные вещи, среди которых даже специалист при каждом новом визите находит что-то новое, – поделился Олег Редькин. – Экспонаты представляют собой свидетельство синтеза культур цивилизаций, которым всегда отличались и наша страна, и Санкт-Петербург».