Наши студенты придумали, как учить иностранцев русскому, не используя их родной язык
Участники конкурса «Start-up СПбГУ — 2020» — команда Speechkah — разработали методику, которая позволит изучать русский язык без языка-посредника. Проект направлен на иностранных абитуриентов и студентов российских вузов, а также тех, кто планирует переехать в Россию. В числе представителей команды студенты-востоковеды — Арсений Грехов и Ульяна Швец-Тэнэта-Гурий, которая координирует работу всей группы. Научный руководитель проекта — ассистент кафедры Юго-Восточной Азии кандидат филологических наук Сергей Клименко.
Сейчас существует немало онлайн-курсов по русскому, однако всех их объединяет одна особенность — использование языка-посредника, на котором объясняется материал. Эту роль чаще всего выполняет английский, делающий обучение доступным только для тех, кто им владеет. Однако для людей, которые не говорят по-английски, освоение русского становится сложной задачей. На решение этой проблемы и нацелен проект ребят.
Наша методика не предполагает использования дополнительного языка — обучение происходит полностью на русском и похоже на то, как осваивают родной язык дети. Курс строится по принципу снежного кома: каждая новая тема раскрывается с помощью материала, который давался на предыдущих уроках. И если человек как следует их прошел, он с легкостью поймет, о чем идет речь на следующем занятии.
Капитан команды, студентка СПбГУ Ульяна Швец-Тэнэта-Гурий
Подобные методики уже применяют в преподавании русского языка, однако только для тех, кто достиг уровня B1 и знает его основы. Правда, адаптировать систему к обучению русскому с нуля — задача гораздо сложнее. Тем не менее есть исследования, доказывающие, что отсутствие языка-посредника на начальном этапе освоения языка увеличивает эффективность процесса в полтора-два раза. Ребята придумали свой способ применить методику к преподаванию русского для новичков.
Занятия, которые разрабатывают конкурсанты, проходят в форме видеоуроков длительностью от одной до трех минут, посвященных лексике, правилам грамматики и произношения. Чтобы ученикам было понятно значение нового слова или выражения, которое произносит преподаватель, на экране появляется картинка с изображением соответствующего предмета или ситуации и подпись к ней.
Чтобы эффективно учить язык по нашей системе, человеку нужно уделять этому всего 15 минут в день, которые необходимы для прохождения одного занятия.
Капитан команды, студентка СПбГУ Ульяна Швец-Тэнэта-Гурий
«Каждое из них предполагает просмотр нескольких видео, содержащих максимальное количество информации, которую можно запомнить за один день. Главное, чтобы ученик полностью концентрировался на процессе и занимался регулярно», — пояснила Ульяна Швец-Тэнэта-Гурий.
Студенты завершили работу над курсом Survival Russian, состоящим из 15 занятий, которые помогут иностранцам в языковом смысле «выжить» в нашей стране: спросить дорогу куда-либо, узнать цену в магазине или сделать заказ в кафе. Стоимость доступа к пакету сравнима с ценой двух-трех частных уроков. Курс уже нашел своих первых клиентов, которые остались довольны результатом.
Сейчас команда создает тематические мини-курсы и составляет курс A1, который будет включать около 60–65 занятий. Параллельно студенты работают над маркетингом продукта. Они договорились о сотрудничестве с несколькими блогерами, рассказывающими иностранцам о русском языке. Другой канал продвижения, который собираются использовать участники, — реклама в социальных сетях. В финале студенты поделятся промежуточными итогами развития проекта.
Команда состоит из четырех человек. Арсений Грехов («Востоковедение») занимается преподаванием и участвует в создании видеоуроков; Алексей Фефелов («Математическое обеспечение и администрирование информационных систем») выполняет задачи, связанные с программированием; Анастасия Хоменко («Менеджмент») отвечает за маркетинг проекта; Ульяна Швец-Тэнэта-Гурий («Востоковедение») координирует работу в группе, является автором методики и преподавателем.
- Категория: Новости
- Просмотров: 1654